суббота, 21 ноября 2009 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема определения феномена информации уже более пятидесяти лет волнует и мировую и отечественную науку. Признавая этот феномен и всеобщим и универсальным, современная наука тем не менее не располагает единым, признанным всеми , пониманием его сущности... Высказанная в 1948 году Н. Винером мысль о том, что информация – это информация, а не материя и энергия определила поиск учеными всего мира эту загадочную и никем еще не виденную информацию в различных науках и научных дисциплинах . Результатом исследования этой проблемы в настоящее время является наличие более двух десятков теорий информации и свыше двухсот определений феномена информации в целом. Однако, этот вечно ускользающий призрак научного знания, остается по сей день не понятым и ненайденным как в мировой, так и в отечественной науке
Концепция психологической связи как концепция теории информации была открыта и сформулирована автором в 1988 году при анализе сущностных основ системы документальных коммуникаций, представленной в концепции О.П.Коршунова., а также в последующих работах данной проблематики и собственно диссертационном исследовании 1998 года, в том числе в двух монографиях по данной теме ( смотри список литературы). Применение системного подхода к выявлению сущностных основ системы документальных коммуникаций, осуществленное нами в теоретических работах «Психофизиологическая связь между документом и его потребителем – основа образования и функционирования системы документальных коммуникаций» (1988), «Библиологическая психология Н.А.Рубакина как метод исследования психологической связи, существующей в системе документальных коммуникаций» (1991), позволило выявить фундаментальную связь системы, названную в исследовании психологической связью, существующую между двумя основными элементами системы - потребителем информации и документом.
В отношении системы документальных коммуникаций выявленная связь базируется на психологической категории восприятия человеком информации, зафиксированной в документе, основные процессы которой в современной психологической науке рассматриваются как процессы опознания, узнавания, сличения, протекающие в межнейронных образованиях коры головного мозга человека ( работы М.С.Шехтера и др.).
В нашем исследовании было доказано, что психологическая связь обуславливает взаимодействие компонентов, составляющих систему документальных коммуникаций, обеспечивая тем самым жизнь и деятельность системы в целом. Указанная связь является основой получения результата деятельности системы документальных коммуникаций как системообразующего фактора, являющегося одним из важнейших атрибутов системного подхода, применяемого в науке.
В указанных работах психологическая связь, существующая между психикой потребителя информации и документальным источником информации, находящимся в области информационных фондов, рассматривается как частный случай общей теории информационного взаимодействия, являющегося по мысли В.З.Когана ядром, формирующейся в настоящее время науки, называемой информологией. Она имеет трехуровневую структуру, в связи с трехуровневой структурой психики человека, представленной в последних отечественных работах данной проблематики. Феноменом информации, согласно этим исследованиям, является психика человека на всех структурных уровнях ее формирования, которая по своей сущности является информационно-смысловым полем человека, материальным по своим очертаниям и идеальным по своему смысловому семантическому информационному наполнению. Собственно информация – это смысловое содержание образа психики человека, являющееся результатом акта информационного взаимодействия трех структурных составляющих психики человека – областей под – над - и собственно сознания. В связи с тем, что понятие смысла, согласно исследованиям Г.Фреге, есть объективная категория, а также , согласно исследованиям А.Н.Леонтьева , субъктивно – объективная, то, соответственно этому, информация – это объективное содержание субъективного образа психики человек
Однако, как мы указывали в своих работах, информация, представленная на уровнях под и над сознания носит скрытый, латентный. характер, частично проявляясь в области собственно сознания человека , то исходя из этого, и заявленная нами психологическая связь, как форма выражения процесса информационного взаимодействия на данных уровнях носит эвристический, непредсказуемый характер. Соответственно этому пониманию вопроса, исследовать психологическую связь на данных уровнях не представляется возможным сделать в настоящее время по следующим причинам. Во-первых, исследование структуры подсознательного в психике имеет в мировой практике гигантский поток исследований, начиная с З.Фрейда и кончая современными исследованиями в данной области.. Однако, наиболее глубокая разработка данного вопроса принадлежит К.Юнгу, предложившему в своих теоретических исследованиях структуру бессознательного в психике человека как концепцию архетипов сознания, однако, в конце жизни, пришедшему к выводу о том, что дверь в подсознание для человека закрыта.
Что касается проблемы над - сознательного в психике, то эта проблема , как известно, наиболее глубоко была исследована в отечественной науке в творчестве выдающегося отечественного ученого В.В.Налимова, и связана, по его мысли , с исследованием запредельного в психике человека, что также сопряжено с исследованием Тайны мирозданья, которая не может быть открыта современному человеку. А исследование проблемы над-сознательного в психике, предложенное В.В.Налимовым по силлогизму Бейеса , может дать нам формальный математический результат процесса самоорганизации сознания, который , однако, не может быть понят в современной науке из-за отсутствия структуры над – сознательного в психике в современном научном знании.
Однако, в связи с тем, что психика человека является целостным феноменом неделимым в своей основе, то в реальной жизни мы имеем проявление всех трех ее структур, того , что мы называем собственно сознанием или собственно информацией.
Исследование феномена информационной потребности человека, как известно, имеет также почти полувековую историю.. В настоящее время спектр мнений вокруг исследования этого феномена колеблется от абсолютного их отрицания (точка зрения А.В.Соколова и его последователей) до теории информационных потребностей, которая начинает (если начинает складываться) (точка зрения В.З.Когана и его последователей).
С нашей точки зрения, существенный вклад в разработку проблемы сущностных основ феномена информационной потребности индивида внес в свое время С.Д.Коготков (1986), который на базе деятельностного подхода представил основные этапы ее формирования. Уточнение данных этапов, осуществленное нами в работе « Проблемы формирования информационной потребности субъекта» (1989г) выявило ту же, названную психологической связь, являющуюся формой выражения процесса информационного взаимодействия и доказавшая несостоятельность существования в мире двух феноменов мирозданья – феномена информации и феномена психики человека. Вследствие этого, общая схема формирования информационной потребности человека , предложенная нами в собственно диссертационном исследовании тех лет, имела двухуровневую структуру, неотъемлемыми элементами которой являются психика человека и документальный источник информации, находящийся в области информационных фондов. А в научный оборот в тот период времени было введено понятие «… поля информационной потребности», что указывает на полевую особенность как самого феномена информации, так и психики человека в целом..
Углубленный анализ данной проблемы, проведенный в настоящем исследовании, привел нас к выводу о том, что информационная потребность является отражением функционирования психологической связи в реальном мире. В условиях библиотеки информационная потребность человека проявляет себя как библиографическая, документальная, и собственно информационная потребность. Соответственно уровням проявления информационной потребности человека в условиях библиотеки осуществляется соответствующий им информационный поиск необходимой информации.
В связи с тем, что в процессе формирования информационной потребности человека задействованы такие структурные составляющие психики человека как под - и над - сознание, то предсказать, а тем белее удовлетворить информационную потребность в полном и адекватном ей варианте не представляется возможным сделать в библиотеке. Согласно нашему исследованию, в настоящее время только теория библиологической психологии является наиболее адекватной теорией для изучения и исследования психологической связи как в реальном мире, так и в практической деятельности библиотеки в целом.
В теории библиологической психологии нашли свое отражение как теоретические основы взаимосвязи потребителя информации и документального источника информации, осуществленные автором на уровне отношения « книга – читатель», , так и практическая апробация этой проблемы. , выразившаяся в предложенном Н.А.Рубакиным “специальном методе”, , являющимся математическим выражением степени соответствия определенного типа книги определенному типу читателя.
Однако негативное отношение современников Н.А.Рубакина к теории библиологической психологии, откровенное непонимание ими основных ее положений, травля ученого в СССР, на долгие и долгие десятилетия предопределило судьбу самого выдающегося исследования в творческом наследии ученого. Вследствие этого, свое первое признание в нашей стране теория библиологической психологии нашла в смежной с библиотековедением области знания – в области разработок проблем лингвистики, в частности, в исследованиях Ю.А.Сорокина, которым констатировался факт тот, что библиологическая психология Н.А.Рубакина является частным случаем общей теории познания.
Внедрение этого метода в практическую деятельность отечественных библиотек даст нам в идеале оптимальный результат функционирования психологической связи в условиях библиотеки и соответственно этому, оптимальный результат удовлетворения информационной потребности человека в условиях библиотеки.
Вопрос о генезисе и структуре информационного интереса человека также не одно десятилетие волнует научную общественность нашей страны. В настоящем исследовании нашла свое отражение и данная проблема. Считая, что “потребности существуют независимо от интереса, интерес не может существовать независимо от потребностей” , генезис такого явления, каким является информационный интерес индивида тесно связан с этапами формирования самой информационной потребности. А более конкретно, с этапом “встречи” потребностного состояния с отвечающим ему предметом, когда последний выступит перед субъектом в своем значении, совпадающим с системой значений, сложившейся в структуре личности данного индивида. В результате чего интерес приобретает свою психическую форму, то есть становится мотивом, как одним из составляющих моментов в структуре деятельностного подхода, применяемого в психологии. В связи с тем, что возникновение информационного интереса является совершенно необходимым звеном в развитии и становлении самой информационной потребности на уровне сознания человека, то такая же жесткая детерминированность его возникновения, развития или угасания осуществляется на втором документальном уровне в области информационных фондов. Отчего общая схема формирования информационного интереса индивида, предложенная в кандидатской диссертации, имела также как и потребность двухуровневую структуру. А это означает, что психологическая связь, являющаяся формой выражения процесса информационного взаимодействия, является такой же базовой основой и в отношении формирования информационного интереса потребителя информации. Единство и различие информационного интереса и информационной потребности продиктовано при этом их единым предметом, способным вызвать интерес потребителя и удовлетворить информационную потребность.
Сущность информационного запроса человека в триаде “потребность - интерес - запрос” определяется при этом как выражение или как средство реализации выявленной в исследовании психологической связи, существующей между психикой потребителя информации и документальным источником информации. Таким образом, в наших теоретических исследованиях тех лет была представлена структура и информационной потребности и информационного интереса человека.
Вопросы создания комфортной информационной среды в библиотеке являются животрепещущими вопросами библиотечной теории и практики также были исследованы в нашей работе.. Впервые заявленная М.В.Араповым и Ю.А.Шрейдером (1976) как комплекс условий и средств, данная проблема за истекший период времени получила широчайшее исследование в работах ученых. Однако психологический аспект рассмотрения данной проблемы, по мысли исследователей, к настоящему времени разработан недостаточно глубоко. Вследствие этого, в работе настоящем исследовании представлены условия комфортности библиотечной информационной среды с точки зрения функционирования психологической связи в условиях библиотеки. Ими признаны языковое – семантическое соответствие источника информации информационному языковому - семантическому наполнению психики пользователя, резонансное соответствие их друг другу, и самое главное условие – это их соответствие друг другу по смысловому содержанию (собственно информация). Данные условия комфортности рассмотрены в настоящей работе в создании комфортной материально-технической базы библиотеки и в процессе общения пользователя библиотеки и библиотекаря. Этот процесс рассматривается в настоящем исследовании как процесс реализации психологической связи на уровне субъект-субъектных отношений или как процесс информационного взаимодействия двух информационно-смысловых полей – психики пользователя и психики библиотекаря. Условия комфортности в этом случае одинаковы.
Вопросы формирования информационной культуры личности, как научного направления современных исследований, также получили свое освещения в настоящем исследовании. В нем отмечается явная тавтологичность исследования этого научного направления вообще.
В настоящем исследовании получили свое освещение вопросы соотношения понятий информации, культуры, личности с точки зрения существования и функционирования психологической связи. Доказано, что человек является одновременно и биологическим существом материальным по своей сущности и существом идеальным в своей основе, так как информация, имеющаяся в его психике идеальна по своей сути.
Феномен культуры, исходя из этого, определяется в работе как проявленная, опредмеченная психика человека
В работе рассмотрен также вопрос о соотношении концепции психологической связи с существующими в настоящее время другими концепциями информации, в частности, с концепцией семантической информации Ю.А.Шрейдера, статистической концепцией информации К.Шеннона. Доказано совпадение обеих концепций.
Перспективами развития данной темы являются, во-первых, дальнейшая экспериментальная разработка теоретических положений диссертации на основе применения специального библиопсихологического метода Н.А..Рубакина, а также изменение методолгии таких наук и научных дисциплин, как библиотековедение, библиографоведение, информатика и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий