суббота, 21 ноября 2009 г.

1.1. Значение психологической связи в существовании системы документальных коммуникаций.


В задачу исследования проблем, связанных с функционированием системы документальных коммуникаций, исходной абстракцией которой является отношение «документ – потребитель информации», частным случаем который, в свою очередь, является общественная система «книга - читатель», не входило увидеть в «…книге и читателе то, что их объединяет, а только то, что их внутренне разделяет…» (182, С. 64). С точки зрения автора концепции системы документальных коммуникаций О.П.Коршунова, “...важен не каждый элемент, взятый сам по себе, а связь между ними...”, которая, по его мнению, является “...информационной связью” (182,С.20)*1 системы документальных коммуникаций.
Однако существование любой системы в природе и обществе, согласно общей теории систем, предполагает не столько наличие разнообразных элементов, составляющих систему, а в первую очередь, взаимодействие элементов, образующих тем самым определенные связи системы. Еще Л. Берталанфи, говоря о сущности системы, определил ее как “...комплекс элементов, находящихся во взаимодействии” ( 1,С.43)*2.
В системе документальных коммуникаций, представленной в концепции О.П.Коршунова, данное взаимодействие, определяющее тем самым само существование системы в природе и обществе, исходя из этого, составит процесс потребления информации потребителем информации. Именно этот момент, в свою очередь, полностью реализует информационную связь системы, названную автором «… важной связью системы» (182,С.20).
Однако любое потребление информации, зафиксированной на материальном носителе, неминуемо опосредуется психологической категорией восприятия человека, что, в свою очередь, обусловливает одно из направлений исследования психологического аспекта изучения всех информационных процессов, совершаемых в обществе. Однако, по нашему мнению, данный момент к тому же обеспечивает и взаимодействие элементов системы документальных коммуникаций, обеспечивая тем самым ее жизнь и деятельность в целом. Поэтому без изучения данного аспекта эта система рассмотрена, а тем более изучена, быть не может, поскольку только им одним обеспечивается ее жизнь и деятельность в природе и обществе. Однако до 1988 года этот вопрос в отношении системы документальных коммуникаций ни на теоретическом, ни на экспериментальном уровнях рассмотрен, а тем более изучен не был.
Категория человеческого восприятия, в наиболее общем виде понимаемая психологами как “...чувственный образ внешних структурных характеристик, предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств”(264,С.58)*3 , интенсивно изучается отечественными и зарубежными учеными как с нейропсихологической точки зрения, так и с точки зрения деятельностного подхода в изучении различных проблем исследования психики человека.
С нейропсихологической точки зрения процессы человеческого восприятия исследуются психологической наукой как процессы опознания, узнавания, сличения, протекающие в межнейронных образованиях коры головного мозга человека. Так, еще в исследованиях И.М.Сеченова констатировался тот факт, что узнавание - это “...воспроизведение старого, уже испытанного впечатления тем самым внешним возбудителем, которым оно произведено раньше, и последующее затем сопоставление или соизмерение воспроизведенного чувствования с новым, “старого образца” с новым, при этом узнавании происходит “нечто вроде сравнения” реального впечатления с воспроизведенным и констатирования их тождества”( 285,С.480)*4 . Причем, как указывал автор, “...характерные приметы каждого предмета записаны в памяти рядом с прочими признаками предмета, но записаны прочнее, ярче и воспроизводятся легче других. Воспроизводятся же они в сознании легче при всякой новой встрече /выделено мною - Е.Е./ с предметом, для которого служат приметой. Что происходит внутри нас мы не знаем, но нужно думать, что происходит нечто вроде сравнения реального впечатления с воспроизведенным и констатирования их тождества” (285,С.480)*5.
Современные психологические исследования, рассматривающие процесс восприятия с нейропсихологической точки зрения, поясняют его как процесс опознания, узнавания, сличения, протекающие в межнейронных образованиях коры головного мозга человека. “В каком-то отношении, - указывает, например М.С.Шехтер - любой процесс восприятия является опознавательным. Но как только мы очерчиваем рамки интересующей нас проблемы, рамки изучаемой ситуации и т.п., то процессы восприятия подразделяются на процессы опознания и усвоения”(369,С.13)*6.
Для нас существенным моментом в этом выводе автора является мысль о том, что любой процесс восприятия – это, прежде всего, процесс опознания, а потом уже усвоения.
В нейропсихологических исследованиях других авторов также констатируется тот факт, что “... для того, чтобы организм мог адекватным образом реагировать на поступающую в него информацию, необходимо, чтобы данная информация могла сличаться с уже имеющейся в организме...”(91,С.44)*7.
Следовательно, процесс потребления информации, исходя из вышеприведенных аргументов, есть процесс поступления информационных сигналов в виде семантической знаковой или любой другой информации, зафиксированной на материальном носителе, в психику потребителя информации, где, согласно вышеизложенному, осуществляется, во-первых, процесс опознания данной информации и ее сличения с уже имеющейся у человека, а, во-вторых, в результате опознания и сличения нервной системой человека устанавливается факт “...соответствия или несоответствия между этим следом” (368,С.301)*8, являющимся нейропсихологической основой информации, записанной человеком в процессе его жизни и деятельности, и “...перцептивной информацией”(368,С.301)*9, поступающей в мозг.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, необходимо констатировать, что между потребителем информации и документальным источником информации в системе документальных коммуникаций в результате их взаимодействия имеется определенное соответствие, указывающее, в свою очередь, на определенную связь, присутствующую в системе. В связи с тем, что в ее основе находится нейропсихологический механизм восприятия информации человеком, являющийся атрибутом психики человека то, вследствие этого данная связь может быть названа психологической связью системы документальных коммуникаций. Именно эта связь обусловливает взаимодействие компонентов системы документальных коммуникаций и её функционирование в природе и обществе.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что поступающая в психику человека информация, будучи опознанной и сличенной в нервных анализаторах мозга человека, вызовет и соответствующий этому результат. Ответной же реакцией мозга человека на данный раздражитель “...является образование так называемой “нервной модели стимула” (209,С.11)*10, что в исследованиях современных психологов является “...коррелятором того, что принято именовать формированием представления”(209,С.11)*11.
Следовательно, на этом рубеже, а именно на рубеже опознания сигнала, в психике человека осуществляется возникновение образа-представления данного сигнала, причем представления, присущего только конкретному человеку. В связи с тем, что категория человеческого представления, по мнению абсолютно всех психологов, есть явление всегда субъективное, то именно на рубеже опознания и сличения информационного сигнала - следует искать переход объективно существующих информационных процессов в явление чисто субъективного плана. Кроме того, необходимо также отметить, что в связи с тем, что «…нейрон – детектор того или иного признака (комплекса признаков) отвечает максимальной реакцией лишь на соответствующий раздражитель, а в иных случаях его реакция ослаблена» (368,С. 301)*12, то вполне естественно реакции различных людей на один и тот же знаковый раздражитель будут совершенно различны из-за различия в представлениях индивидов о существе данной информации, записанной в их мозге в процессе фило- и онтогенетического развития.
Иными словами, наличие проекции читаемой книги, установленное как факт впервые Н.А.Рубакиным в теории библиологической психологии, интерпретируется, с нашей точки зрения, наличием реакции опознания, узнавания, сличения, протекающих в коре головного мозга человека при восприятии им информационных сигналов, считываемых или воспринимаемых последним им из документа.
Учитывая, что нейропсихологической основой информационного потенциала каждого человека является наличие следовых образований в коре головного мозга, то при чтении или потреблении любой информации человеком происходит таким образом сличение, наложение, сопоставление, ”встреча” перцептивной семантической или иной информации со следом в памяти индивида о существе данной информации (368,С.301)*13, в результате которого мозгом человека устанавливается факт соответствия или несоответствия вновь поступившей информации с уже имеющейся в мозге. Причем, максимальное соответствие поступившей в мозг семантической информации будет осуществляться, по-видимому, при максимальном сличении следовых образований, образующих информационный потенциал человека с информационным потенциалом текста. Или, чем больше информационный потенциал индивида, тем с большим количеством источников информации будет достигнуто данное соответствие. То есть в исследовании данной проблемы получает свою окончательную реализацию и проблема соответствия выдвинутая О.П.Коршуновым. Данное теоретическое понимание вопроса можно прокомментировать уже имеющимися прикладными исследованиями, как в информатике, так и библиотековедении. Так, Л.Н.Раевский и А.В.Антонов при исследовании психологических особенностей информационного обслуживания пришли к выводу о том, что “...главнейшим условием восприятия сообщения является наличие у воспринимающего некоторого запаса знаний о существе этого сообщения. Абсолютное отсутствие знаний равносильно приему сообщений на незнакомом воспринимающему субъекту языке” (268,С.17)*14.
Однако психологическая категория восприятия человека разрабатывается в отечественной психологической науке еще и с точки зрения деятельностного подхода в изучении проблем формирования психики человека. Уже сегодня признано, что “...образ мира” или представленность мира субъекту “...является фундаментальным условием развития его познавательных процессов” (251,С.16). Учитывая данное обстоятельство, любой процесс потребления информации есть всегда сугубо опознавательный процесс, в ходе которого исходя из нейропсихологической природы этого явления потребителем информации, в первую очередь, опознается собственный “образ мира” как структура психики человека, представленный в концепции другого автора в тексте документа, а во-вторых, в результате опознания данного “образа мира” в психике человека устанавливается факт соответствия или несоответствия между перцептивной информацией поступающей в психику потребителя информации из документа, и структурой психологического образа человека, являющегося по одной из психологических концепций (198) – собственно психикой человека .
В связи с тем, что “образ мира” составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта»( 251,С.16), то совершенно очевидно, что речь идет о связи, существующей между психикой конкретного потребителя информации и информацией зафиксированной в документе.
Иными словами, между психикой потребителя информации и документальным источником информации в системе документальных коммуникаций в результате их взаимодействия имеется определенная связь, которая, по нашему мнению, может быть названа психологической связью системы документальных коммуникаций, так как основывается на психологической категории человеческого восприятия.

1. Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиографии.-М.:Книга,1975.-с.20.
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.-М.:Наука,1987.-с.43.
3. Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983.-с.58.
4. Сеченов И.М. Избранные произведения.Т.3.Кн.2.Физиология нервной системы.-М.,1952.-с.480.
5. Сеченов И.М. Избранные произведения.Т.3.Кн.2.Физиология нервной системы.-М.,1952.-с.480.
6. Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания.-М.:Просвещение,1967.-с.303.
7. Дергачев В.В. Хранение информации в живых системах//Вопросы психологии.-1967.-№4.-с.44.
8. Шехтер М.С. Проблемы опознания//Познавательные процессы: ощущение, восприятие.-М.,1982.-с.301.
9. Там же...-с.301.
10. Лук А.М. Мышление и творчество.-М.:Политиздат, 1976.-с.11.
11. Лук А.М. Мышление и творчество.-М.:Политиздат, 1976.-с.11.
12. Шехтер М.С. Проблемв опознания // Познавательные процессы : ощущение, восприятие.- М., 1982.- С.301
13. Шехтер М.С. Проблемы опознания//Познавательные процессы :ощущение, восприятие. -М.-,1982.-с.301.
14. Раевский А.Н., Антонов А.В. Психологические особенности информационного обслуживания и пути повышения его эффективности. Киев,:Знание,1967.-с.17.


1.2. Психологическая связь потребителя информации и документа как системообразующий фактор системы документальных коммуникаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий