Исходя из теоретических положений диссертации о том, что информационный запрос является выражением и/или средством реализации психологической связи, существующей между потребителем информации и документом в системе документальных коммуникаций, и между читателем или пользователем библиотеки и документальным источником информации в библиотеке, нами в 1993 - 1997 годах в областной научной медицинской библиотеке города Рязани была проведена локальная экспериментальная апробация темы на уровне образования и удовлетворения информационного запроса человека. Основной целью эксперимента явилось выявление количественной характеристики психологической связи на данном уровне.
Для проведения экспериментальной апробации темы была разработана анкета, отражающая, согласно теоретическим выкладкам диссертации, основные структурные составляющие процесса формирования информационной потребности человека, выраженной в условиях библиотеки в информационном запросе пользователя. Ими являлись : наличие проблемной ситуации в деятельности и побудившей обратиться читателей в библиотеку, наличие определенных знаний по теме, т.е. определенный информационный тезаурус по соответствующей отрасли знания; «веер» разнообразных объектов, который в нашем случае был представлен наличием информационных источников, на тематических выставках в количестве 249 документов.
Кроме этого, в анкете были обозначены основные структурные составляющие появления информационного интереса , такие как наличие определенного мотива, приводящего к появлению информационного интереса к тому или иному источнику информации; таким мотивами являлись: необходимость использования данной информации в деятельности; значимость изложенной в документе концепции; собственные представления индивида о значимости представленной в документе информации; определенные знания о теме; более того, в связи с двухуровневой структурой формирования информационного интереса, представленной в диссертационном исследовании тех лет в анкетных данных были указаны позиции, приводящие к возникновению информационного интереса как- то , появившийся интерес во время ознакомления с источником информации, приводящий в конечном итоге к возникновению информационного запроса пользователя , а также причины угасания информационного интереса читателя после знакомства с тем или иным источником информации. В ходе эксперимента применялись специальные библиотечные методы исследования такие, как интервьюирование и наблюдение (большей частью скрытое).
Для экспериментального апробирования теми была избрана группа врачей-практиков различных специальностей и различного стажа работы в количестве 112 человек, присутствовавших на Дне информации в Рязанской областной научной медицинской библиотеке, где в их распоряжение было предоставлено 14 тематических выставок, посвященных различным отраслям медицины, рассчитанных на удовлетворение информационных потребностей врачей различных специальностей: "Гинекология", "Хирургия» (общая и частная), "Санитарная гигиена", "Фармакология", "Внутренние болезни", "Инфекционные болезни", "Косметология", "Нетрадиционная медицина" и др. с общим объемом представленного на них информационного материала в количестве 249 документов. По возрастным и демографическим данным указанная аудитория рассмотрена не была, так как данные параметры не рассматривались в диссертации и следовательно не нашли своего отражения в анкете.
Согласно диссертационным данным, информационный запрос потребителя информации, а в библиотеке ее пользователя является средством реализации психологической связи, существующей между потребителем информации и документом в системе документальных коммуникаций и между читателем или пользователем библиотеки и документальным источником информации в библиотеке.
В нашем случае, 58 респондентов и соответственно 51,7 % испытуемых осуществили информационный запрос в количестве 116 документов, представленных на выставках информационного материала, что соответствует также 46 ,3 % от общего объема, представленного на выставках. То есть ими в процессе осмотра выставок был обнаружен, узнан, "встречен" документальный предмет их информационной потребности, вызвавший вначале информационный интерес к нему и приведший в конечном итоге к возникновению информационного запроса.
Количественный анализ анкетных данных дал следующие результаты
На вопрос анкеты, непосредственно раскрывающий процесс возникновения информационного интереса человека, количественный анализ ответов респондентов дал следующие результаты: а) на подвопрос данного вопроса о наличии определенных знаний по теме, приведших к появлению информационного интереса, утвердительный ответ был дан 36 респондентами, то есть 72 % респондентов, осуществивших информационный запрос; б) на подвопрос данного вопроса о возникновении информационного интереса, возникшего во время просмотра источника информации, положительно ответило 20 человек, то есть 55 % респондентов, осуществивших информационный запрос. При этом необходимо отметить следующее, что 12 человек, то есть 24 %, указали на возникновение информационного интереса, основными составляющими которого были и наличие определенных знаний по теме, и появление его во время просмотра документа; в) на последний подвопрос данного вопроса о конкретном моменте возникновения информационного интереса 5 респондентов, то есть 4 % испытуемых, дали положительные ответы, указав их достаточно определенно: в первом случае это была фамилия автора документа (ответ был таким: увидела на обложке знакомую фамилию автора, моментально заинтересовалась), во втором случае это была аннотация, представленная после библиографического описания документа (ответ был таким: когда читала аннотацию).
На вопрос анкеты, раскрывающий определенный мотив, приведший к возникновению в сознании человека информационного интереса, количественный анализ дал следующею картину: на значимость изложенной в документе концепции, как основного мотива, приведшего к появлению информационного интереса к документу, утвердительный ответ дали 15 человек, то есть 44 % респондентов, осуществивших информационный запрос; на необходимость использования данной информации, зафиксированной в документе, в профессиональной деятельности респондента, как основной мотив появления информационного интереса, положительный ответ был получен от 36 испытуемых, то есть 72 % осуществивших информационный запрос респондентов.. Причем необходимо иметь в виду то обстоятельство, что в данном подвопросе часть респондентов (18 человек) основным мотивом, приведшим к возникновению информационного интереса, указала совместно и значимость изложенной в документе концепции, и необходимость использования ее в деятельности. Это 35 % испытуемых. На последний подвопрос данного вопроса о собственных представлениях о значимости информации, изложенной в документе, положительный ответ был дан 8 респондентами, то есть 16 % испытуемых, осуществивших информационный запрос. Причем половина из них - это 4 человека и соответственно 8 % - в данном случае основным мотивом, приведшим к возникновению информационного интереса индивида, указали совместно и эту позицию, и предыдущую - необходимость данной информации для использования в профессиональной деятельности.
На следующий вопрос анкеты о сохранении информационного интереса к данной теме после просмотра документов, присутствующих на выставке, положительный ответ был получен от 83 человека, то есть 88 % всех испытуемых. Объяснения, которые были даны респондентами по данному поводу, были самые разнообразные. Среди них такие как, например: "интерес к теме сохранился, так как данная литература необходима в трудовой деятельности», "интерес сохранился, так как эти знания необходимы для работы», "интерес к теме продиктован возможностью использования в профессиональной деятельности", "данная информация необходима в повседневной работе» и т.д.
На последний вопрос анкеты об угасании информационного интереса у респондентов после просмотра документов на тематической выставке 28 человека указали на его угасание, то есть 25 % общего состава участвующих в эксперименте. Объяснения, данные ими по этому поводу, были таковы: "...ряд просмотренных источников информации привели к угасанию информационного интереса к ним, хотя общий интерес к теме сохранился, так как данные документы интересны с профессиональной точки зрения», или вообще по данному подвопросу не дано никаких объяснений - просто подчеркнута данная позиция об угасании информационного интереса..
Следовательно, исхода из количественного анализа анкетных данных, можно сделать следующие выводы: во-первых, основным мотивом появления информационного интереса к источнику информации большинство респондентов указало на необходимость использования данной информации в деятельности (36 человек . - соответственно 72 %); следующим по значимости мотивом, приводящим к появлению информационного интереса, следует назвать значимость изложенной в документе концепции (18 человек , соответственно 35 %) и на последнем месте основным моментом, приведшим к появлению информационного интереса, следует назвать собственные представления потребителя информации о значимости информации, представленной в документе. ( 8 человек – соответственно 16%). Таким образом, графическое изображение мотивационных установок потребителей информации, исходя из вышеприведенного анализа, выглядит следующим образом:

Количество респондентов, осуществивших информационный запрос на определенный источник информации.
То есть необходимо констатировать, что ведущей мотивационной установкой, приводящей к появлению информационного интереса потребителей информации, является необходимость использования данной информации в трудовой,. профессиональной деятельности..
Согласно концепции С.Д. Коготкова об этапах формирования информационной потребности индивида для ее возникновения у человека необходимо наличие определенной проблемной ситуации в деятельности человека, приводящее его к осознанию недостаточности собственных знаний для ее ликвидации в собственной деятельности, 72 % респондентов, согласно нашим экспериментальным данным, ответили на данный вопрос утвердительно, указав в определенной графе анкеты на необходимость использования данной информации в своей профессиональной деятельности. Интересны по данному поводу ответы некоторых из них, например: "Услышала по радио о книге "Акушерская фармакотерапия", с которой бы очень хотелось познакомиться поближе, так как преподаю акушерство в Рязанском медицинском техникуме", или мнение другого респондента по данному вопросу анкеты: "Необходима новейшая литература по лечению детских нефритозов, так как работаю над диссертационным исследованием по данной теме", или ответ главного врача одной из Солотчинских здравниц: "Нужна литература по профилактическим мероприятиям загрязнения водоемов" и т.д., т.е. проблемная ситуация, сложившаяся в деятельности, привела каждого из указанных респондентов на День информации в областную научную медицинскую библиотеку.
С точки зрения нашего исследования процесс формирования информационной потребности индивида уже сложился но первом, внутреннем психологическом уровне ее формирования, в области сознания или психики человека, где произошло опознание психологического образа-представления необходимой ему информации, этого "знания о незнании", то есть проблеме, что привело, во-первых, к появлению в их сознании той специфической установки, как отправного пункта любой деятельности человека, приведшей большую часть респондентов на тематическую выставку по данной теме, а во-вторых, данное количество респондентов уже имело в своем сознании или психике определенный информационный интерес к данному, пока еще психологическому образу-представлению о необходимой ему информации - этому первичному предмету их информационной потребности, что, в свою очередь, и подтвердили экспериментальные данные, поскольку точно такое же количество респондентов на вопрос анкеты об основном мотиве возникновения информационного интереса дали точно такой же ответ (72%).
Однако данный момент не заканчивает для нас весь цикл формирования информационной потребности и информационного интереса, который продолжается в области информационных фондов, когда человеком опознается, узнается, встречается вторичный - документальный предает его информационной потребности и соответственно информационного интереса. По данным анкетного опроса, 18 человек (соответственно - 35 %) указали на возникновение информационного интереса к определенному документальному источнику информации во время ознакомления с ним. Причем большая часть респондентов основным мотивом, приведшим к возникновению информационного интереса именно к данному источнику, указало на значимость изложенной в документе концепции, необходимой для использования в трудовой деятельности, что привело, во-первых, к дальнейшему углублению развития самого информационного интереса, а во-вторых, был, согласно нашей концепции, найден, обнаружен, узнан и сам вторичный, документальный предает информационной потребности и информационного интереса. Несколько респондентов указало даже , в какой момент просмотра источника информации в их сознании возник информационный интерес к нему: в одном случае - это была фамилия знакомого автора, в другом - знакомство с аннотацией, в третьем - просто название документа. То есть, исходя из теоретических положений диссертации о том, что информационный интерес к документальному источнику информации возникает в том случае, если информация, зафиксированная в нем, в своем значении ответит потребителю информации или читателю в библиотеке, как необходимая для ликвидации в его деятельности проблемной ситуации, то после знакомства с данным источником он осуществляет на него информационный запрос, включая информацию, содержащуюся в источнике, в свой информационный тезаурус.
Таким образом, говоря о наличии или появлении информационного интереса , возникшего уже в процессе просмотра или ознакомления с источником информации, графическая парабола мотивационных установок выглядит следующим образом:

Однако в концепции формирования информационного интереса, представленной в диссертации, указывалось на то, что информационный интерес, имевшийся у человека на его внутреннем уровне формирования - в области психики человека, не получив во время просмотра источника информации или просмотра любой другой информации, своего документального подкрепления (психологический акт подкрепления) - документальный предает информационной потребности не был обнаружен, узнан, встречен во время ознакомления - необходимая человеку информация не была обнаружена в области информационных фондов - может в данном случае привести к угасанию информационного интереса. По данным эксперимента, 28 человек, то есть 25 % респондентов указали именно на данный момент в своих анкетах. Методом наблюдения данный момент был зафиксирован следующим образом: респондент внимательно, шаг за шагом переходя от одной выставки к другой, знакомился почти с каждой книгой, с каждым документом, представленным на выставке, и, не найдя ничего подходящего для себя, спокойно выходил из зала. Объяснения, данные ими по этому поводу, были таковы: слишком бедный материал, ничего нет интересного и т.д.
Методом наблюдения было установлено, например, испытуемый, подходя к определенной тематической выставке, быстро "пробегал" глазами все документы, представленные на ней, после этого уже выборочно отбирал часть документов (читал аннотацию, смотрел оглавление, знакомился с предисловием или введением или даже выборочно читал книгу), после чего либо ставил книгу обратно, либо, подойдя к столу книговыдачи, просил библиотекаря-консультанта записать данную книгу ему в формуляр. В другом случае было замечено, что некоторые респонденты, стремительно войдя в зал, где располагались тематические выставки, также стремительно направлялись к той или иной выставке, мгновенно отбирая с нее определенное количество документов, и тут же подходили к столу книговыдачи с просьбой занести эти книги в их читательский формуляр. Ряд же испытуемых очень долго, почти на протяжении всего времени проведения эксперимента (1,7-2 часа), очень спокойно, аккуратно и детально знакомились почти с каждым документом, представленным на выставках, и так же не спеша возвращали или ставили его на свое прежнее место на полке и в итоге спокойно выходили из зала, так ничего и не отобрав для себя. Приведенная картина поведения респондентов во время эксперимента лишний раз подтверждает концептуальные данные исследования. Графическое изображение имеет следующее выражение:

Отрицательный ответ на данный вопрос, согласно позициям, обозначенным в анкете, был получен от 28 человек - соответственно 25 % от общего количества испытуемых. Объяснения, данные ими по этому поводу, были следующие: "удовлетворена уже просмотренным, поэтому нет необходимости в заказе литературы", "не нашла того, с чем хотелось бы ознакомиться", "слишком беден материал на выставке", "нет желания что-либо заказывать домой" и т.д.
Следовательно, на основании экспериментальных данных, заявленная в диссертации психологическая связь психики человека и документального источника информации, находящимся в информационных фондах, в данном случае в количественном выражении функционировала или проявила себя на 51,7 % в данный момент времени, то есть представленные на выставке документы на 51,7 % соответствовали психике, сознанию своих читателей в данный момент времени, а остальные являлись соответственно "информационным шумом". Это документы, еще не нашедшие своего читателя, в нашем случае - это те моменты, когда читатель или потребитель информации плохо сам себе представляет, а что же ему все-таки нужно, когда психологический образ-представление необходимой информации носит размытый, неопределенный характер. Как правило, данный момент характерен для читателей, которые обращаются к библиотекарю с вопросом: "Дайте что-нибудь почитать?". По экспериментальным данным, полученным в ходе наблюдения, данный момент хорошо просматривался в тех случаях, когда респондент, внимательно знакомясь почти с каждым документом, представленным на выставке, покидал зал, так и не отобрав для себя ничего подходящего, либо для респондентов, пришедших на выставку или соответственно в библиотеку уже с определенным запросом - согласно нашему пониманию вопроса - уже имеющие в своем сознании психологический образ-представление документального предмета своей информационной потребности - человек уже знает, какая информация; какого автора и какого названия ему необходима в данный момент, но так и не нашедшем данную книгу в информационном фонде и вышеназванная связь во всех этих случаях не получает своей реализации.
ГЛАВА IV. КОМФОРТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА В КОНЦЕПЦИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий