суббота, 21 ноября 2009 г.

4.3. Библиотечное общение как форма информационного взаимодействия библиотекаря и пользователя в библиотеке.


Проблема общения, как известно, носит многогранный, полифункциональный характер, изучаемый как на общефилософском, психологическом, социологическом, так и на библиотековедческом уровнях, что говорит о сложности, актуальности и значимости этого явления вообще.
Соответственно этому пониманию вопроса , исследованию данной проблемы посвящена обширнейшая философская, психологическая, социологическая, библиотековедческая литература Разнообразие представленных авторами определений исследований этого явления свидетельствует как о сложности понимания изучаемого феномена, так и многообразных формах его проявления в современном мире.
Однако единой точки зрения на природу и сущность феномена общения в отечественной науке не сложилось до настоящего времени
В философском словаре, например, общение определяется «…как специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми « ( 337,С. 255). Согласно жизненному опыту людей, общение – это вся наша жизнь.
Тем не менее, в мнениях специалистов отмечается как коммуникативный характер общения, так и его информационная составляющая.. В исследованиях крупнейшего философа нашего времени В.З.Когана утверждается, например, что « …сердцевину общения составляет информационный процесс, информационное взаимодействие субъектов» (169, С.133) . А , следовательно, с точки зрения нашего исследования, - процесс реализации психологической связи на уровне субъект - субъектных отношений. Другой, не менее распространенной точкой зрения на природу и сущность общения на философском уровне , является точка зрения М.С.Кагана, также понимающего его как способ межсубъектного взаимодействия (151,С. 225) , в котором автор выделяет такие структурные составляющие данного процесса как форму, содержание и функции , в целом, модель общения. Формой общения в данном случае выступает диалог.
На диалоговую основу общения указывал также М.М. Бахтин, говоря о том, что «…диалог по своей простоте и четкости является классической формой речевого общения» ( 26, С.264).
По его мнению, диалоговые отношения являются глубоко своеобразными отношениями, которые не могут быть сведены ни к логическим, ни к лингвистическим, ни к психологическим или каким-либо другим природным отношениям. Это особый тип смысловых отношений, членами которых могут быть только целые высказывания…(26,С.320), то есть , согласно нашей концепции, смысловое содержание психологического образа человека есть, то , что мы называем собственно информацией и в процессе диалога, таким образом, осуществляется процесс передачи информации от одного человека к другому посредством слова или в другой какой-то форме , например, в жестикуляционной в процессе общения. Таким образом, в ходе диалога как формы общения, согласно нашей концепции, осуществляется процесс информационного взаимодействия двух психик или как мы указывали ранее, процесс информационного взаимодействия двух информационных полей говорящих, которые графически могут быть представлены следующим образом:





Область пересечения информационных полей есть область функционирования психологической связи.
Исходя из перечисленных выше условий комфортности информационной библиотечной среды и следовательно , процесса общения как такового для того, чтобы данная форма информационного взаимодействия состоялась, необходимо , во-первых, одинаковое языковое семантическое наполнение психик говорящих или одинаковое семантическое наполнение их информационно-смысловых полей. Данную особенность следует считать ведущим условием комфортности этого вида информационного взаимодействия, обеспечивающего взаимопонимание партнеров друг другом, так как люди говорящие, например, на разных языках, как правило, плохо понимают друг друга ( только в жестикуляционной форме).
Исходя из структуры психологической связи, представленной в главе 1 § 4. следующим условием комфортности диалога следует считать совпадение резонансов информационно-смысловых полей – психик говорящих, которое ведет к возникновению гармонии между двумя и более системами. Это второе, с точки зрения концепции психологической связи условие комфортности межсубъектного информационного взаимодействия двух и более людей.
И, наконец, третьим условием комфортности, исходя из общей структуры психологической связи, а также из представленного нами определения феномена информации в целом является совпадение смыслового содержания информационных полей, того, что мы называем – собственно информацией – психик говорящих.
Это ведущие условия комфортности субъект - субъектного взаимодействия людей или практической реализации психологической связи на уровне субъект - субъектных отношений.
Переходя к проблеме библиотечного общения, необходимо отметить, что оно в отличие от процесса общения вообще, имеет свои специфические особенности, обусловленные специфической деятельностью данного социального института.
В библиотековедческих исследованиях ведущих специалистов нашей страны, разрабатывающих проблемы библиотечного общения, единой точки зрения по данному вопросу также к настоящему времени не сложилось. Так, одни исследователи понимают библиотечное общение “...как специфическую форму взаимодействия, обусловленного чтением, разысканием нужной литературы, обсуждением прочитанного”(163,С.36) , то есть, согласно мнению данного автора, библиотечное общение в отличие от общения вообще имеет свою специфическую особенность, обусловленную процессом чтения как таковым, который , однако, своего окончательного научного определения до настоящего времени не получил, и который был тем не менее представлен автором настоящего исследования в собственно диссертационном исследовании в 1998 году. Однако нас в данном случае интересовал процесс чтения только с точки зрения реализации заявленной в исследовании психологической связи.
Другие авторы понимают под “…библиотечным общением взаимодействие библиотекарей и пользователей, обусловленное информационными потребностями последних” ( 220, С.49), третьи исследователи данной проблемы указывают на социально-ролевой характер общения в библиотеке и т.д.
Прежде всего, необходимо отметить, что общение в библиотеке, которое осуществляется между библиотекарем и пользователем, имеет такой же многогранный, полифункциональный характер, как процесс общения вообще, в котором задействованы и психологические, и педагогические, и эстетические, и культурологические, и поведенческие особенности партнеров, и которые, в свою очередь, являются предметом изучения всех вышеупомянутых наук и научных дисциплин.
С нашей точки зрения, основной целью, с которой пользователь обращается в библиотеку, является необходимость узнавания нового, желание познакомиться с новым автором, новым романом, новым исследование в определенной области деятельности как теоретической, так и практической. То есть тогда, когда читателем или потребителем информации или пользователем библиотеки обнаруживается недостаточность собственных знаний по тому или иному вопросу для решения той или иной проблемной ситуации, сложившейся в деятельности или в жизни .
Как мы указывали ранее, тогда, когда у пользователя библиотеки в его психике уже имеется психологический образ - представление необходимого ему предмета его информационной потребности , так называемого «знания о незнании» – этого( Пр` 1) , названного нами первичным предметом информационной потребности, вычленяемым человеком в собственном сознании и побуждающим пользователя обратиться в библиотеку для нахождения, обнаружения, отыскания в информационном фонде теперь уже документального предмета своей информационной потребности. А также определенная информация, циркулирующая в рисунке психики человека, в его информационном поле , так называемое «знание о знании» и, как отправной пункт любой деятельности, побуждающая его обратиться в библиотеку для отыскания, обнаружения, нахождения в информационном фонде библиотеки – информационном поле библиотеки, теперь уже документального предмета его информационной потребности. Более того, даже при отсутствии психологического образа-представления необходимой информации (в случае, например, неопределенных запросов) психологический образ-представление библиотеки как социокультурного учреждения, где можно найти то, что нужно, обязательно присутствует в психике пользователя – и именно данный момент направляет и стимулирует деятельность по удовлетворению информационной потребности.
Данный необходимый психологический образ-представление документального предмета информационной потребности пользователя формулируется последним в виде информационного запроса, с которым он и обращается к библиотекарю, придя в библиотеку.
Следовательно, исходя из структуры процесса общения, представленного в концепции М.С.Кагана – основным содержанием библиотечного общения является удовлетворение информационной потребности пользователя, являющейся отражением функционирования психологической связи в системе документальных коммуникаций.
Все читательские запросы, поступающие в библиотеку, по одной из классификаций, подразделятся на определенные, тематические и неопределенные. С точки зрения нашей концепции определенный запрос читателя формулируется пользователем , когда ему отчетливо ясно, какая информация, какого автора и какого названия необходима ему для ликвидации сложившейся в предметно-практической или теоретической деятельности проблемной ситуации, то есть в психике пользователя библиотеки присутствует определенная информация о предмете его информационной потребности, с нашей точки зрения - ( Пр, 1), являющаяся в этом случае отправным пунктом деятельности человека в формировании и удовлетворении его информационной потребности.
Исходя из схемы - структуры формирования информационной потребности, представленной нами в гл. 2 § 1, и с собственно диссертационном исследовании, в психике человека в этом случае имеется четко очерченный предмет его информационной потребности «знание о знании» и не менее четко выраженный образ - представление о необходимой, дополнительной, соответствующей информации. ( Известны автор, название книги и другие параметры поискового предписания). Необходимо только одно – получить данную книгу, данный документ из информационного фонда библиотеки.
Данный предмет информационной потребности формулируется пользователем в его информационном запросе, с которым он и обращается к библиотекарю отдела обслуживания, перешагнув порог библиотеки. «Дайте почитать такую-то книгу, такого-то автора и названия?». Помощь библиотекаря в этом случае минимальна и заключается в том, чтобы помочь пользователю отыскать , найти, в информационном фонде библиотеки теперь уже документальный предмет информационной потребности человека. Достаточно в процессе диалога как формы субъект - субъектного информационного взаимодействия пользователя и библиотекаря узнать, найти , определить или более правильнее по смыслу - диагностировать данный психологический предмет информационной потребности, находящийся в области психики человека и по данному поисковому предписанию помочь читателю найти интересующую его информацию в информационном фонде библиотеки. Информационный поиск в этом случае носит минимальный одноуровневый характер.
Тематический запрос, с нашей точки зрения, имеет следующий характер или выражение: психологический образ-представление необходимого предмета его информационной потребности пользователя имеет в психике человека довольно объемный размытый характер – информация, циркулирующая в его психике четко не определена, человек не знает конкретно, какая информация, какого автора и какого названия ему сейчас необходима, ему известна только тема, отрасль знания, как ключевые слова, как поисковое предписание, позволяющее вести целенаправленный поиск информации. Придя в библиотеку, он обращается к библиотекарю с соответствующим информационным запросом о представлении ему литературы по определенной теме, где в результате акта информационного взаимодействия он рассчитывает встретить, найти, опознать необходимую ему информацию - документальный предмет его информационной потребности.
Помощь библиотекаря в этом случае существенна. Во-первых, в ходе диалога необходимо уточнить и конкретизировать тему запроса, тем самым сузить психологический образ-представление “незнания” пользователя, снять или уменьшить неопределенность в психике человека и уточнить, что же все-таки пользователю нужно. После этого необходимо представить всю или почти всю литературу по интересующему читателю вопросу: нужно направить пользователя к системе справочно-библиографического аппарата библиотеки, причем представить ему весь спектр библиографического знания по этой теме: и в каталогах, и в библиографических указателях, и в картотеках. В этом случае информационная потребность человека, как мы указывали ранее, проявляет, себя как библиографическая информационная потребность, когда человеком в процессе информационного взаимодействия с библиографическими ресурсами библиотеки - с ее библиографическим информационным полем, будет найден не сам предмет его информационной потребности, а его библиографический образ или библиографическая информация о предмете его информационной потребности.. После этого, если в библиотеке имеется возможность представления информации, что называется de visu, это может быть система книжных выставок по этой теме, то библиотекарь обязан представить в распоряжение пользователя данные структурные составляющие информационного фонда библиотеки. После чего человек сам из всего, представленного в его распоряжение, информационного материала отберет только то, что соответствует его психологическому образу-представлению как необходимые ему предметы его информационной потребности. Или помочь пользователю найти вначале необходимую отрасль знания в каталогах и уже позже представить ему отобранные им документы. Как видим, информационный поиск в этом случае носит двухуровневый характер.
В случае неопределенного запроса, традиционным выражением которого в библиотеке , является вопрос «Дайте что-нибудь почитать», с которым пользователь обращается к библиотекарю отдела обслуживания., помощь библиотекаря весьма и весьма существенна.
Во-первых, соответственно нашему исследованию, в психике пользователя в этом случае не содержится никакого психологического образа-представления необходимой ему информации ( вполне возможно, что предмет информационной потребности находится в области под - или- над- сознания человека и неосознан им в настоящее время), а в области сознания содержится, как указывалось ранее, психологический образ-представление самой библиотеки, как учреждения, где можно найти отыскать, «встретить» то, что ему, по его мнению, необходимо. В этом случае, с психологической точки зрения информационная потребность человека имеет неосмысленный, латентный, неосознанный характер, то есть она может находиться либо в под, либо в над- сознательном уровне.. Вот что-то нужно, но что? Это неопределенное “что-то” и должен выявить, найти, диагностировать в процессе общения библиотекарь совместно с пользователем. Это похоже на детскую считалочку: “Найди то, не знаю что”. Психологический образ-представление необходимой пользователю информации в этом случае носит неявный, латентный характер, и задача библиотекаря в данном случае помочь читателю выявить, обнаружить, диагностировать данный латентный предмет информационной потребности человека: в ходе диалога, путем обращения потребителя информации непосредственно к информационному фонду библиотеки, если же такой возможности нет, то путем отсылки читателя к системе тематических или иных выставок, имеющихся в библиотеке. Вполне возможно, что читатель, пробегая глазами информационный материал, представленный на выставке, случайно может обнаружить, “встретить”, найти необходимый ему документальный предмет его информационной потребности. То же самое может произойти в фонде открытого доступа, имеющегося в библиотеке, или в глобальной системе ИНТЕРНЕТ... Во всех указанных случаях имеет место случайность, понимаемая в философии как непредвиденная необходимость, а в современном научном знания являющаяся предметом изучения синергетики. Информационный поиск в этом случае носит характер ориентирования пользователя в имеющемся информационном поле.
Таким образом, в связи с тем, что содержанием общения библиотекаря и читателя является удовлетворение информационной потребности пользователя, то задачей библиотекаря является, во-первых, ее правильное диагностирование, а, во-вторых, в оказании непосредственной помощи пользователю в нахождении , отыскании необходимого предмета его информационной потребности, в практической помощи в реализации психологической связи на уровне документ – потребитель информации в библиотеке..
Следовательно, с нашей точки зрения библиотечное общение это процесс информационного взаимодействия библиотекаря и пользователя библиотеки, то есть процесс практической реализации психологической связи на уровне субъект - субъектных отношений, направленный на удовлетворение информационной потребности человека.
Данное понимание вопроса соответствует мнению В.З.Когана, который говорит о том, что «Только в общении возможно удовлетворение информационной потребности. Она является побудительной силой общения, определяет его характер и направленность (169, С.133).

4.4. Информационная культура личности в контексте психологической связи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий