суббота, 21 ноября 2009 г.

4.2. Материальная техническая база библиотеки в концепции психологической связи.


Как мы указывали в начале главы, важнейшей проблемой комфортности информационной библиотечной среды, обеспечивающей “встречу” пользователя библиотеки с предметом его информационной потребности, является организация материально-технической базы библиотеки.
Проблеме организации материально-технической базы библиотеки, ее структуры, функций в настоящее время придается исследователями большое значение. Однако в современной терминологической литературе данное понятие отсутствует.
Вследствие этого, согласно «Справочнику библиотекаря» (307) важнейшими компонентами материально-технической базы библиотеки является само здание





библиотеки, его стиль, устройство, организация интерьера библиотеки, библиотечное оборудование. Образ библиотеки или информация о библиотеке как о социокультурном учреждении обязательно присутствует в психике каждого современного человека и в обязательном плане входит в систему его ценностных ориентаций. А , поскольку указанная нами связь как форма выражения процесса информационного взаимодействия в реальном мире носит в целом социокультурный характер, то вполне естественно ее проявление на уровне: психика человека - резонанс - архитектура библиотечного здания.





Более того, беря во внимание библиотеки, которые находятся в зданиях, являющихся памятниками архитектуры определенной эпохи можно лишний раз подтвердить существование указанной психологической связи.
Важнейшей проблемой комфортности информационной библиотечной среды является создание ее интерьера, того внутреннего пространства, призванного полно соответствовать “...комплексу функциональных, психологических, социально-культурных потребностей”(245, С.11) . Интерьер ( от фр.interio … - внутренний) – определяется специалистами, как зрительно ограниченная, искусственно созданная среда, обеспечивающая условия жизнедеятельности, удовлетворения физических и духовных потребностей человека (256, С.11). По их мнению, социальная значимость деятельности архитектора по формированию интерьера заключается в том, что в каждом частном случае осуществляется комплекс мероприятий по учету психологических, физиологических, гигиенических особенностей той или иной демографической группы , которая пользуется данной средой. В нашем случае – это пользователи библиотеки, работающие в условиях созданного интерьера библиотеки. Служение человеку, в этом видят архитекторы, основную социальную функцию интерьера, которая проявляется в архитектурной теории и практике как функциональная целесообразность интерьера (256, С.11). Она складывается из физиологического аспекта функциональной целесообразности, который определяется такими параметрами как , учетом антропометрических особенностей человека при проверке комфортности минимальной функциональной ячейки, функциональной зоны или цепочки функциональных зон Психологический аспект функциональной целесообразности интерьера определяется исследователями как «… комплекс режимов, качеств и структур, воздействующих на психику человека»,(256,С.11) его информационное поле с точки зрения нашей концепции. В этом отношении специалисты различают три уровня отражения воздействий архитектуры на человека, его психику. Во – первых, психофизиологический уровень, он характеризуется ощущением внутренних состояний организма под воздействием микроклимата архитектуры. Во-вторых, психологический уровень – это уже восприятие предметов и качеств архитектурной среды как целостных эмоциональных и эстетических объектов, соотношение гармонических качеств архитектурной среды.
И, в - третьих, логический уровень, это осознание, осмысление воздействий архитектуры, всех ее режимов , качеств и структур на человека и его психику.
Как видим, все аспекты функциональной целесообразности любого интерьера, в том числе и библиотечного, направлены на создание комфортных условий не только с психофизиологической точки зрения, сколько с учетом сугубо психологических особенностей восприятия и осмысления интерьера человеком. Однако процесс восприятия человеком объективно существующего мира – это функционирование психологической связи на одном из ее уровней , а именно, на уровне субъект – объектных отношений или на уровне собственно сознания человека..
Вследствие этого, и в основе вопроса создания любого интерьера, в том числе и библиотечного мы имеем реализацию психологической связи на одном из ее уровней или процесс информационного взаимодействия человека с окружающей его информационной средой, выраженной в данном случае в организации библиотечного интерьера.
Основными условиями комфортности, обозначенными в настоящем исследовании. являются языковое или семантическое наполнение психики человека и семантической информации, представленной в оформлении интерьера, их смысловое соответствие (собственно информация) и фрагмента интерьера в здании, и , наконец, третье, - их резонансное совпадение или соответствие , которое в этом случае имеет ведущее значение, так как резонансное несоответствие вызывает в психике человека в этом случае, явление диссонанса, дискомфортности, ведущие к ощущению подавленности негативно, влияющими на работоспособность человека..
Основными элементами библиотечного интерьера являются технические средства, оборудование, помещения,. мебель, освещение, цветовая гамма оформления библиотечно-информационной среды, озеленение., книжные выставки, реклама, правильно выбранный шрифт и т.д. Если созданный в библиотеке интерьер отвечает всем трем перечисленным выше требованиям, то следовательно , его роль, обозначенная специалистами как служение человеку, выполнена. Общеизвестно, что пастельные приглушенные тона вызывают ощущение спокойствия, уравновешенности, в то время как яркие, красные краски вызывают у человека чувство раздражения и повышенной утомляемости. Кроме этого для того, чтобы повысить уровень восприятия, в библиотеке используется не только определенная цветовая гамма в помещениях или определенное освещение этих помещений, но и обеспечивается тишина и разговор шепотом и т.д. Все эти моменты направлены на то, чтобы максимально стимулировать творческие способности человека, а с точки зрения нашей концепции, чтобы создать максимальный резонанс между психикой потребителя информации и организацией библиотечного интерьера. Как известно, интерьер вызывает в человеке различные реакции – либо положительные , либо отрицательные. В случае соответствия архитектуры здания психика потребителя информации находится в состоянии максимального резонанса с архитектурой библиотечного здания, с интерьером организации читального зала и ряда других компонентов, входящих в систему материально-технической базы библиотеки; а в случае отсутствия работоспособности наоборот, в рассогласовании резонанса архитектуры библиотечного здания и интерьера библиотеки с индивидуально-психологическими особенностями пользователя, когда психика человека в процессе информационного взаимодействия не узнает, не опознает, “не встречает”, и соответственно не взаимодействует с теми стимулирующими ее развитие предметами , явлениями, которые стимулируют творческие способности человека.. То есть с психологической точки зрения в этом случае отсутствует момент подкрепления интереса при восприятии человеком фрагмента культуры, будь то библиотечное здание или организация интерьера.
Следовательно, психологическая связь как форма выражения процесса информационного взаимодействия в данном случае может быть представлена в следующем виде:





Важнейшим элементом библиотечного интерьера является библиотечная реклама, основная задача которой, по мнению специалистов, заключается в представлении пользователям ориентирующей информации в библиотеке. С нашей точки зрения, если библиотечная реклама не соответствует перечисленным выше трем условиям комфортности функционирования психологической связи, а именно, - одинаковому языковому наполнению психики пользователя и рекламного сообщения, во-вторых, их смысловому соответствию друг другу и резонансному совпадению между собой, то эффективность от ее внедрения в библиотеке будет весьма сомнительна. И она не выполнит своей ориентирующей – подсказывающей функции в библиотеке. Совершенно необходимо, чтобы рекламные сообщения были не только красиво оформлены (здесь задействованы особенности восприятия человеком гаммы цветов), но и несли в себе определенный минимум знания или информации, которая бы способствовала приближению человека к конкретной цели его пребывания в библиотеке - к получению необходимой информации. А возможно и сама по себе выражала в сообщении определенный предмет информационной потребности, когда человек, придя в библиотеку, походя ознакомившись с рекламной информацией, вдруг случайно нашел, встретил, отыскал в ней то, что ему, по его мнению, необходимо. В этом случае заявленная психологическая связь функционирует на уровне: психика пользователя - резонанс - библиотечная реклама.





Таким образом, общим выводом является: комфортная библиотечная информационная среда создает для пользователей “веер” или репертуар возможностей, чтобы они могли удовлетворить свою информационную потребность, найдя в библиотеке предмет своей потребности. Пользователь на своем пути к конечной цели в результате акта информационного взаимодействия “встречает” в библиотеке различным образом организованную информацию, насыщая тем самым ею свое информационное поле. Данный акт информационного взаимодействия психики пользователя и элементов библиотечно информационной среды может быть представлен в этом случае в виде таблицы:





Как видим, данное понимание вопроса позволяет рассматривать информационные процессы в библиотеке как процессы психологические.
Ибо вся деятельность библиотеки, направленная на создание комфортной библиотечной среды, в конечном счете сводится к реализации связи психики потребителя информации библиотеки с документальным источником информации, находящимся в области информационных фондов библиотеки – в ее информационном поле , посредством удовлетворения информационной потребности индивида, выражаемой последним в его информационном запросе. Поэтому трудно не согласиться с мнением специалистов о том, что “...главным в комфортном обслуживании является “...уметь гибко, дифференцированно, в зависимости от целей запросов, от уровня читательской культуры реагировать на его ( имеется в виду – пользователя – Е.Е.) информационные интересы и запросы” (250, С.100).

4.3. Библиотечное общение как форма информационного взаимодействия библиотекаря и пользователя в библиотеке.



Комментариев нет:

Отправить комментарий