суббота, 21 ноября 2009 г.
4.4. Информационная культура личности в контексте психологической связи.
Исследование проблемы формирования информационной культуры личности является актуальным научным направлением современной библиотековедческой, информологической, культурологической мысли последних двух десятилетий ее развития.
Специалистами отмечается комплексный характер изучения предмета информационной культуры, поскольку его изучение, связано с целым комплексом наук и научных дисциплин, таких как гносеология, теория информации, социология, теория культуры, психология, физиология, библиотековедение, библиографоведение, документоведение и др.
Исходя из этого, спектр мнений вокруг определения этого понятия весьма разнообразен и разноречив. Достаточно привести несколько из них, чтобы понять, насколько сходны или напротив, полярны, могут быть мнения ученых по этому вопросу.
Одни авторы понимают под информационной культурой личности "...совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, установок, определяющих поступки, в целом деятельность человека"(188,С.38) , другие считают основным предметом информационной культуры личности "...процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации"(137,С.115) , третьи считают, что становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоенных бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций, в ходе самообразования, при обучении, в семье, на работе(221,С.84), четвертые, рассматривают информационную культуру личности , как "…информационную компоненту человеческой культуры в целом "(281,С. 2) . Данный список определений можно было бы продолжать достаточно долго.
Однако, несмотря на разнообразие взглядов специалистов по поводу отдельных сторон информационной культуры личности, по крайней мере две позиции просматриваются в большинстве точек зрения совершенно отчетливо. В качестве предмета информационной культуры личности при ее анализе большинство авторов исследуют знания, которыми должен обладать специалист. Это первое, что объединяет их в обсуждении данной проблемы. И второе связано с тем, что информационная культура рассматривается как качественная характеристика личности.
Принимая во внимание все вышеприведенные определения предмета информационной культуры личности, остановим свое внимание вначале на определении, рассматривающем информационную культуру личности как процесс гармонизации внутреннего мира человека в процессе освоения всего объема социальной информации (137) и рассмотрим его сквозь призму теоретических положений , обозначенных в прошлом и настоящем исследовании.
Во-первых, необходимо сразу отметить, что освоить весь объем социально-значимой информации практически не представляется возможным сделать, так как «Нельзя объять необъятное» (Козьма Прутков).
Во-вторых, организм человека, как мы указывали ранее, является саморегулирующейся системой , отбирающей из внешнего мира только ту информацию, которая жизненно значима для его развития. Еще И.П. Павлов отмечал, что организм человека это « ...в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая система» (247,С.188).
Следовательно, приведенное определение предмета информационной культуры личности уже нуждается в уточнении.
И , наконец, в-третьих, вполне правомерно к приведенному выше определению информационной культуры личности поставить два вопроса. Что представляет собой процесс освоения всего объема социально-значимой информации? Что представляет сам процесс гармонизации внутреннего мира человека?
Во – первых, с нашей точки зрения любой процесс освоения есть, в первую очередь, процесс восприятия социально-значимой информации и процесс усвоения, складывающийся, в свою очередь, из процессов понимания и осмысления. Процесс восприятия информации, рассмотренный нами de facto с нейропсихологической точки зрения в § 2 главы 1, представляет собой психофизиологические процессы опознания, узнавания, сличения информационных сигналов, протекающих в межнейронных образованиях коры головного мозга человека в ходе онтогенетического развития человека, то есть в результате функционирования выявленной нами психологической связи, как процесс информационного взаимодействия человека и объективно существующего мира.
Во-вторых, процесс освоения, складывается из процессов понимания и осмысления, которые , по мнению современных философов, синонимичны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.( 86, С.22). Более того, по мнению этих авторов , понимание представляет собой некоторую форму «знания о знании» (86,С. 21), то есть того, что в нашей концепции является собственно информацией , циркулирующей в психике человека в данный момент времени. Следовательно, освоение социально-значимой информации – это в известной степени, функционирование психологической связи на одном из ее уровней , а именно, на уровне собственно сознания человека или процесс информационного взаимодействия человека и объективно существующего мира.. Однако, с учетом процесса саморегуляции в психике человека с одной стороны, с невозможностью освоения всего объема социально-значимой информации , с другой. Кроме этого, психологическая связь носит трехуровневый характер, так как психика человека функционирует на трех уровнях своей структуры, а не на одном из них. Таким образом, приведенное выше определение предмета информационной культуры личности частично совпадает с предметом нашего исследования , однако нуждается в уточнении, ограничении и, соответственно. , в углубленном переосмыслении данной проблемы..
Согласно нашей точке зрения, человек в процессе его жизнедеятельности "встречает" эту различным образом на различных уровнях организованную информацию - документированную и недокументированную - и из всей суммы предложенной его вниманию социальной информации отбирает только ту, которая ему необходима для его жизнедеятельности. Любую другую информацию человек просто-напросто не узнает, не опознает, как бы "проходит мимо нее". Это процесс информационного взаимодействия человека с объективно существующим миром или процесс функционирования психологической связи на одном из ее уровней.
Продолжая исследовать поставленные ранее вопросы, постараемся выяснить, что представляет собой процесс гармонизации внутреннего мира человека с точки зрения концепции, обозначенной в настоящем исследовании.
Согласно общей схеме психологической связи, представленной нами в гл.1 § 4, явление резонанса максимально способствует явлению гармонии, возникающими между двумя системами. То есть фрагменты материального мира, находящиеся в состоянии резонанса с конкретным человеческим сознанием приводят его в состояние гармонии с окружающим миром. То есть любая социально-значимая информация (музыка, картина, текст, документ, скульптура и т.д.), если в момент ее освоения или в процессе функционирования психологической связи она находится в состоянии резонанса с конкретным человеческим сознанием, его психикой, то это приводит ее ( имеется ввиду – психику) в вышеупомянутое состояние гармонии или максимально способствует этому, что усиливает результат информационного взаимодействия.
Следовательно, предмет информационной культуры в той его трактовке, в которой он был понят и определен Н.Б.Зиновьевой, частично совпадает с установленным предметом настоящего исследования - психологической связью, являющейся формой выражения процесса информационного взаимодействия человека в реальном мире и, рассмотренный нами как частный случай в системе документальных коммуникаций в 80 –е годы прошлого века.. Однако, с учетом всего вышеизложенного.
Более того, процесс гармонизации сам по себе не может быть предметом информационной культуры личности, поскольку никто не может определить насколько гармонизирована психика того или иного человека, вследствие этого , процесс гармонизации, выраженный в данном контексте, это скорее всего цель информационной культуры человека, достигаемая человеком определенными методами и средствами.
Что касается других определений предмета информационной культуры личности, то в них, как мы указывали ранее, отчетливо просматриваются две позиции: в качестве предмета информационной культуры некоторые авторы видят знания, которыми должен обладать специалист, а другие трактуют информационную культуру как качественную характеристику личности.
В исследованиях специалистов эта проблема получила называние знаниевого и информационного подходов в изучении различных научных проблем...
Особую роль в становлении и развитии этих подходов принадлежит Ю.А.Шрейдеру (378,379) одному из первых исследователей, сделавшего попытку определения в своих работах как самого понятия информации, так и его соотношения с понятием знания, вылившуюся в его понимании вопроса в концепцию теории метаинформации или информации о научной информации. По его мнению, если количественная теория информации вводит меру нового знания, получаемого из сообщения, в то время, как семантическая теория информации может быть интерпретирована как метод качественной оценки знания, извлекаемого из сообщения для достижения необходимой цели. По его мнению, количественная теория информации и семантическая теория информации изучают различные инварианты информации.(378).
Проблема исследования соотношения информации и знания была предпринята в свое время Э.Л.Шапиро (359,360). По мнению автора, информация начинается там, где есть управление, только на уровне живого вещества появляется сигнал, который можно назвать управляющим сигналом, то есть информацией. А на уровне мертвой материи существенным отличием этих сигналов от информации является полное отсутствие у них как смысла, так и оценочной функции, которые являются безусловными атрибутами лишь человеческих знаний, что неоспоримо.
Вопрос о рождении знания человека был затронут нами в собственно диссертационном исследовании (126). Согласно этому, рождение знания человека осуществляется в результате акта информационного взаимодействия трех структур психики человека – областей под – над- и собственно сознания. То есть в своей основе феномен знания и феномен информации совпадают.
Действительно, в основе психологического образа, который , согласно нашей концепции, является собственно информацией, как утверждают психологи, лежит структурная инварианта, которая при акте информационного взаимодействия оставляет в психике человека необходимую жизненно важную информацию, а ненужную – информационный шум, удаляет из психики. Следовательно, данная структурная инварианта лежит в основе получения человеком знания, которое является, согласно данному пониманию вопроса , структурированной в психике человека информацией. Именно с данного уровня информационного взаимодействия начинается, как указывают специалисты, начинается процесс мышления. Следовательно, информация = знанию, согласно концепции психологической связи. Более того, данное понимание вопроса соответствует словам К.Маркса, указавшего в свое время на то, что «…способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него - является знание» (215,С. 105).
Таким образом, с нашей точки зрения понятие информации и понятие знания совпадают по своей сути.
В связи с тем, что в психике человека остается только оцененная ею информация, то в процессе жизнедеятельности человеком осуществляется процесс ее слоевого накопления по определенной «шкале ценностей» , или процесс наработки онтогенетической информации, вследствие этого, знание – это структурированная в психике человека, информация.
Согласно нашей концепции, это выглядит следующим образом: как мы указывали ранее, человек на своем жизненном пути "встречает" эту различным образом организованную информацию и из всей суммы ее в результате акта информационного взаимодействия – функционирования психологической связи на уровне собственно сознания, отбирает только ту, которую способен воспринять, переработать в данный момент времени. Однако, в этом процессе задействованы не только отбор информации человеком из информационно-культурной среды, в которой живет и трудится человек, но и взаимодействие информации поступающей в психику человека из под- и над - сознательного уровней психики. Так, сообразно нашей концепции, рождается знание человека. Таким образом осуществляется наработка онтогенетической информации в психике человека, осуществляемой человеком в процессе всей жизни и деятельности. Все эти процессы осуществляются исключительно на основе психологической связи выявленной нами.
Продолжая дальнейшее исследование данного вопроса, отметим, что профессиональные знания, соответственно этому пониманию вопроса приобретаются индивидом в институте, техникуме, любом учебном заведении точно также как было показано ранее, то есть - психологическая связь или процесс информационного взаимодействия лежит в основе приобретения и профессиональных знаний, то есть предмет информационной культуры личности, выражаемый в профессиональных знаниях есть реализация указанной в исследовании психологической связи в ходе процесса социализации личности человека в реальном мире. В данном случае, в процессе приобретения человеком профессиональных знаний.
По поводу определения предмета информационной культуры как качественной характеристики личности невольно напрашивается вопрос. Какого качества личности? Кто установил данное качество или определил его? Качество чего в личности? Ведь умение быстро читать, писать красиво, работать на компьютере – это далеко еще не показатель личности человека. Поэтому и это утверждение весьма проблематично.
По мнению других ученых, информационная культура личности определяется как умение целенаправленно работать с информацией, используя при этом компьютерные информационные технологии и современные технические средства.
Рассматривая этот аспект проблемы с точки зрения заявленной в исследовании связи, хотелось бы сказать следующее: умение целенаправленно работать с информацией характеризуют навыки и умения человека в поиске самого главного в деятельности - обнаружения, "встречи" с необходимой ему информацией, т.е. с нашей точки зрения - предмета информационной потребности, где бы она, эта информация ни находилась: в информационных фондах библиотеки, в электронных банках данных, в системе ИНТЕРНЕТ. А использование компьютерных технологий можно рассматривать в этом случае лишь как наиболее быстрый, наиболее скорый путь или способ обнаружения или нахождения нужной или необходимой информации, являющейся документальным предметом его информационной потребности.
Что касается определения предмета информационной культуры личности как»… информационной компоненты культуры в целом» (281, С.8) , то, исходя из того, что "…процесс снятия биологического социальным в умственном онтогенезе является результатом теснейшего, исторически "притертого" друг к другу взаимодействия генетической программы созревания мозга и мира человеческой культуры, которые опосредуются третьим важнейшим фактором становления мышления: индивидуально-психологической деятельностью субъекта, вне которой и оба первых фактора никогда не смогут проявиться"(147,С.70), то в результате онтогенетического развития человека осуществляется процесс приобщения последнего к общественно-историческим ценностям, опредмеченным в "теле" культуры, к которым, бесспорно, принадлежит и книга, и библиотека как отдельные феномены понятия культуры. Конечным же итогом данного процесса является , как мы указывали ранее, формирование системы ценностных ориентаций личности в обществе, в том числе в отношении к книге и библиотеке. То есть, в приведенном выше определении предмета информационной культуры личности мы видим явное переплетение основных факторов, определяющих это понятие, хотя по нашему мнению, в данном определении отсутствует самая главная его составляющая, процитированная нами выше, а именно, индивидуально-психологическая деятельность человека, без которой оба этих фактора, мягко говоря, мертвы.
Таким образом, представленные определения предмета информационной культуры личности человека убеждают нас в том, что этот вопрос весьма далек от завершения. Вследствие этого, предложим свое видение проблемы, исходя из основных положений настоящего исследования.
Для того, чтобы ответить на вопрос о том, что такое информационная культура личности, достаточно увидеть , из каких параметров это понятие складывается.
Первое: информация. К настоящему времени в мире насчитывается свыше двадцати концепций теории информации и свыше двухсот определений данного феномена , в том числе и концепция и определение феномена информации, представленное в настоящем исследовании.
Второе: Культура. В словарях и справочниках всего мира специалисты насчитывают свыше четырехсот его определений, за каждым из которых стоит весомая и доказательная аргументация.
Третье: Личность. Общеизвестно, что единой общепринятой концепции теории личности в настоящее время не существует ни в отечественной , ни в зарубежной науке. Существуют, правда, определенные исследовательские подходы к процессу ее формирования , три из которых представлены в настоящем исследовании.
Итак, что же мы имеем в результате? Если первое составляющее понятие – Гималаи исследовательских работ, второе – не меньшие Гималаи, третье – вообще неизвестно. Подобное положение вещей напоминает детскую считалочку: «Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что» или задачу с тремя неизвестными.
Тем не менее, предложим свое решение проблемы определения «информационная культура личности» с точки зрения концепции , представленной в настоящем исследовании.
Итак, понятие «информационная культура личности» складывается из трех ее составляющих: информация, культура, личность.
Как известно, по проблеме формирования личности человека в педагогике и психологии в настоящее время сложились три направления: биологическое – представители З.Фрейд и его последователи, объясняющие все действия и поведение человека исходя из присущих ему от природы потребностей, влечений и инстинктов; социологическое направление, представители которого считают, что человек рождается от природы биологическим существом, однако в процессе жизнедеятельности социализируется, приобретая черты Homo Sapiens Представители третьего – биосоциального направления считают, психические процессы – ощущение, восприятие, мышление имеют биологическую природу, в то же время как направленность личности – ее интересы и способности формируются как явления социального плана.
Однако, современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Не беря во внимание вышеприведенные направления процесса формирования личности человека, так как их в действительности существует гораздо большее количество, рассмотрим данное явление, исходя из основных положений настоящего исследования.
Итак, как мы указывали в § 1 главы 2 психологическая связь включается, начинает свое функционирование в момент рождения человека, когда начинается процесс его жизнедеятельности на земле, выражаемая вначале в форма крика, движений рук, ног, различных отправлениях и т.д.. В данный момент времени человеком совершаются первые акты процесса информационного взаимодействия с окружающей его информационной средой, с областью под- и над - сознательного в психике. Данный трехуровневый процесс информационного взаимодействия оставляет в коре головного мозга человека первые «следы» являющиеся физической основой записанной им онтогенетической информации, таким образом рождается первое знание человека о «мире и бытии». В данный момент времени можно усмотреть в младенце еще рассеянное внимание, неузнавание близких людей, которое потом, в процессе взросления начинает видоизменяться – малыш начинает узнавать родных, близких, его внимание начинает концентрироваться – это свидетельствует о том, что в его психике уже отложились или сформировались отчетливые, четкие следы, записанной информации и при появлении знакомого предмета или объекта в психике человека совершается акт информационного взаимодействия (психологические реакции опознания, узнавания, сличения) со следом записанной информации, получающими свое подкрепление. Это, как мы указывали, с одной стороны. С другой, исходя из теоретических положений о том, что, во-первых, организм человека – саморегулирующаяся система, во-вторых, что, согласно А.Н.Леонтьеву, проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема формирования «образа мира» человека (198,С.251) и соответственно этому – его психики, в- третьих, в связи с тем, что принцип "Золотого сечения" выражает универсальность процесса гармонии, то, основываясь на данных положениях можно предположить, что становление образа мира человека, - собственно его психики, осуществляется на основе процесса информационного взаимодействия с окружающей человека информационной средой, с областью под- и- над- сознательного в психике. И что данный «образ мира» , а с точки зрения нашего исследования, рисунок психики будет похожим или напоминать фигуру тела конкретного человека до 25 летнего возраста, поскольку психологическая наука считает данный возраст возрастом формирования личности. К этому периоду времени следует считать с нашей точки зрения полностью завершенный или созданный рисунок психики человека – материальную оболочку психики человека ( следовые образования коры головного мозга человека ), наполненную конкретным информационно-смысловым содержанием, как мы указывали идеальным по своей сути, представляющее собой информационное поле человека - семантическое, смысловое поле в своей основе.. В данном смысловом поле циркулируют смысловые конструкты – функциональные иерархизированные структуры психики, представляющие собой ранее оцененную ею информацию, или то, что мы называем знанием, сквозь которые поступающая в психику информация на основе акта информационного взаимодействия как бы просеивается - оцененная ею остается в ее поле, а остальная удаляется сквозь нее. Однако, это только часть вопроса. Вторая часть связана с функционированием психологической связи на под- и над- сознательном уровнях. Отсутствие знаний о том, как и в каком виде представлена информация там и что из себя представляет личность человека на данных уровнях в настоящее время представляет собой тайну или запредельное знание, которое в настоящее время исследовано быть не может. Именно это и представляет с нашей точки зрения собой личность психику человека, а вместе с ней и личность человека во всех ее связях и опосредованиях. Вся последующая деятельность человека осуществляется на основе данного рисунка психики человека или точнее смыслового содержания данного рисунка. Таким образом, с точки зрения концепции психологической связи, человек является одновременно и биологическим существом и существом идеальным по своей природе, так как идеальна по своей сущности информация, наполняющая его психику.
Общеизвестен тезис педагогики о том, что, чтобы изменить человека, необходимо изменить среду его обитания, Однако, с точки зрения нашего исследования это не совсем так. Психологическая связь имеет трехуровневую структуру, и очень трудно даже предположить, какой процент информации к ее общему объему циркулирует в психике человека на уровне собственно сознания, а что касается под- и над - сознательных ее уровней это практически невозможно сделать.
Как указывает в одной из своих работ Д.И.Блюменау « Игра нейронных структур всегда предшествует мысли и никогда наоборот» (47,С.18) , то с точки зрения нашей концепции это свидетельствует только об одном, что психика человека на уровне собственно сознания является еще и «приемником», как мы указывали, экраном считывания информации, заложенной в области под- и над - сознания. Что происходит там, мы не знаем, однако по мысли З.Фрейда и К.Юнга именно область подсознательного в психике управляет жизнью нашего сознания, то есть в данной структурной составляющей психики человека, согласно этому, заложены фундаментальные константы жизни и деятельности человека в целом. И, следовательно, на данном уровне, исходя из этого, осуществляется более насыщенная информационная жизнь, нежели на уровне собственного сознания человека.
Что касается подходов к формированию личности человека, указанных в начале параграфа, то хотелось бы сказать следующее: во-первых, точка зрения З.Фрейда и его сторонников к проблеме формирования личности отпадает сама собой, так как личность человека не только биологична с нашей точки зрения;
во-вторых, представители второго социального направления также не правы, поскольку человек рождается биологическим существом, однако в его психике уже к этому периоду времени имеются структурные составляющие под- и над- сознания, в которых неизвестно как и каким образом представлена информация. И, наконец, представители третьего – биосоциального направления правы также отчасти: человек имеет биологическую природу, с одной стороны, но идеальна информация, наполняющая его психику и, следовательно, процесс мышления и интерес, и направленность личности также идеальны по своей сути.
Понятие культуры чрезвычайно широко и многогранно. Во всяком случае, в словарях и справочниках всего мира специалисты насчитывают до четырехсот определений данного феномена. Одной из последних отечественных работ в данной области знания является работа философа В.С.Степина «Культура»(310) , представленная автором для издания Институтом философии РАН «Энциклопедии философских знаний». В его представлении культура рассматривается как система информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт, который выступает по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения (а значит, и всем порождаемым ими структурам и состояниям социальной жизни) как из надбиологические программы (310,С.63). По его мнению, эти структуры представлены кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы как целого и особенности ее реакций на внешнюю среду. В биологических организациях эту роль выполняет генный код (ДНК, РНК). В обществе же аналогом генетических кодов выступает культура. (310,С.72).
Исходя из этого, культура – это закрепленная в различных кодовых системах – от генного кода человека - до его социокода - информация.
Однако с точки зрения нашего исследования , любой код является физической основой записанной в нем идеальной по своему смыслу и значению информации и сам по себе выражает лишь способ фиксации, способ сохранения информации в мире.
Однако под феноменом информации как мы указывали в выше приведенных работах, мы понимаем в целом психику человека на всех структурных уровнях ее формирования. Вследствие этого, рассматривая феномен культуры с данной точки зрения, мы определяем его как проявленную, опредмеченную, психику человека.
Другим определением культуры, которое хотелось бы рассмотреть в контексте нашего исследования, является понятие культуры как смыслового мира человека, представленного в учебном пособии (190). По мнению авторов, культура это универсальное отношение человека к миру (190,С. 12) , которое определяется смыслом. Если нечто лишено смысла, то оно перестает существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, в том числе и внутреннего бытия.(190,С.12).
Вследствие того, что мы под собственно информацией понимаем систему смысловых значений, циркулирующих в рисунке психики человека. Это объективное содержание субъективного образа психики человека, то и в данном случае мы должны констатировать совпадение того, что мы называем информацией и того, что, по мнению процитированных авторов, образует понятие культура. Более того, по мнению указанных авторов, наибольшее количество смыслов, образующих культуру, таится в бессознательных глубинах психики человека, то есть, согласно нашему исследованию, это функционирование заявленной психологической связи на уровне под-сознания, и вследствие этого, информация, представленная на бессознательном уровне психики человека. Следовательно, и в данном случае мы должны констатировать совпадение понимания этих феноменов на уровне собственно и под-сознания, минуя область над-сознательного в психике.
Таким образом, культура с нашей точки зрения – это опредмеченная, проявленная психика человека.
Как мы указывали в § 1 второй главы , информация – это психика человека на всех структурных уровнях ее формирования. Культура – это проявленная, опредмеченная психика человека (§ 2 главы). И, наконец, личность – это опять же психика человека…. В результате получаем : масло масляное и еще раз масляное…, что свидетельствует о явной тавтологичности определения информационной культуры личности как научного направления. Вследствие чего - такое множество его определений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
добрый ден елена ханум Статья супер у меня нет слог! Вас беспакоит человек науки. Мне будет честю обшатся с вами. Так как я тоже изучаю библиотековедению. Мне будет честю обшатся с вами, получит советы. Мне кажется я должен обшатся с вами. Патаму что я тоже изучаю Н.А Рубакина. Да будет все цвета радуги с вами амин!
ОтветитьУдалить