суббота, 21 ноября 2009 г.

4.1. Комфортные информационные ресурсы и функционирование психологической связи.


Концепция создания и организации комфортной информационной среды в библиотеке в настоящее время является одной из актуальных проблем библиотечно-информационной теории и практики, с которой исследователями связывается значительное улучшение библиотечно-библиографического обслуживания пользователей.
Впервые заявленная М. В. Араповым и Ю. А. Шрейдером (9), как комплекс условий и средств, за истекшие десятилетия, эта проблема получила широчайшее исследование в работах отечественных ученых, начиная от экологического аспекта формирования информационной среды (357) до исследования проблем, связанных с автоматизацией и технизацией информационной среды (378). Тем не менее, специалистами, в частности, М. В. Дворкиной, была отмечена недостаточность разработки именно психологических аспектов формирования информационной среды, в том числе и библиотечной.(87, 88).
Вследствие этого, рассмотрение вопросов формирования комфортной информационной среды в библиотеке в концепции существования и функционирования психологической связи имеет, как нам представляется, как теоретическое, так и практическое значение.
Как мы указывали в предыдущих параграфах диссертации (гл.1, §4) психологическая связь , являясь выражением процесса информационного взаимодействия, носит универсальный социокультурный характер, разрабатываемый на общефилософском уровне в исследованиях В.З. Когана, Э. П. Семенюка, В. И. Сифорова и др. Именно «Взаимодействие – подчеркивает в одной из своих работ В. З. Коган, - является всеобщей формой связи тел и явлений» ( 167, С. 3 ).
В библиотеке, эта проблема имеет свои специфические особенности, обусловленные особенностями библиотечно - информационной деятельности этого социального учреждения.
Понятие комфорта, в самом общем понимании этого слова понимается исследователями как « … оптимальное для организма сочетание различных компонентов» (293, С.1114). В библиотеке данными компонентами являются комфортные информационные ресурсы, комфортная материально-техническая база и комфортное обслуживание пользователей.
Для начала рассмотрим комфортность информационных ресурсов с точки зрения существования и функционирования психологической связи. Как известно, в современном научном знании отсутствует общепринятое определение информационных ресурсов. В современной нормативной литературе (83) информационные ресурсы определяются как «…совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации» (83, С.24).
Не ставя перед собой задачи исследования концепции информационных ресурсов, отметим, тем не менее только те вопросы в их исследовании, которые значимы с точки зрения нашего исследования..
Во – первых, как утверждают философы, «В процессе создания любого продукта труда, происходит превращение и переход человеческих деятельностных сил и способностей, из формы движения в форму предмета» ( 337, С.263).
Во-вторых, данный момент был подчеркнут так же и Манфредом Науманом указавшим на то, что «… и художественное произведение суть не творения, возникающая из «ничего» - «es nihilio», но порожденные в результате практической деятельности способности человека к идеальному отображению внешнего мира, к идеальному оперированию полученными в результате этого отражения представлениями и к превращению данных представлений в некий новый объект (239,С.43 ).
В-третьих, по мнению современных философов, «Человек ведет бесконечный взаимообогащающий творческий диалог с миром культуры (фактически с объективированным сознанием прошлых и настоящих поколений людей)». (146,С.70.) .
Следовательно, и информационные ресурсы, исходя из этого, следует рассматривать как объективированный мир человеческого сознания или психики и каждый отдельный документ, представленный в нем, как объективированный мир психики его создателя, его автора.
В связи с тем, что информационные ресурсы библиотеки, исходя из вышеприведенного определения информационных ресурсов, представляют собой совокупность документов, которыми располагает библиотека в данный период времени, их следует рассматривать как информационное поле библиотеки или какого -либо другого социального учреждения.
Исходя из того, что под феноменом информации мы понимаем психику человека на всех структурных уровнях ее формирования, то , исходя из приведенных выше аргументов, документирование информации есть процесс переноса информации с психологического уровня ее существования и функционирования в природе и обществе - в информационном поле человека – его психике - на документальный, образуя тем самым информационное поле документа - собственно текст или любая другая информация, зафиксированная на материальном носителе.
Как видим, данное понимание вопроса смыкается с философской категорией отчуждения. В философии отчуждение определяется как понятие, характеризующее процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности..., а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей (337), в нашем случае, документ.
Вследствие этого, указанный вид документирования следует назвать документированием информации первой ступени. Однако, весь документальный поток первичных документов в условиях библиотеки или иного информационного органа подвергается аналитико-синтетической переработке или, как указывается в настоящее время, обработке информации, в результате чего создается библиографическая или иная другая свернутая информация о документе ( например, реферативная, аннотированная), представляющая собой систему свернутого знания о документе. В связи с тем, что это не сами первичные документы, а вторично переработанная сознанием человека , информация , система свернутого знания о них, то данный вид документирования , следует считать документированием информации второй ступени.
Однако, в современной библиографической теории и практике получили распространение библиографические указатели, такие как «Библиография Российской библиографии», которые в соответствии с вышеуказанным следует рассматривать как документирование информации третьей ступени.
Исходя из вышеуказанных проблем документирования информации, информационное поле библиотеки состоит из документального поля первого уровня – документный фонд библиотеки или другого социального учреждения; из библиографического поля второго уровня - вся библиографическая информация, присутствующая в учреждении; и, наконец, поле третьего уровня отчуждения или документирования информации – библиографические указатели о библиографии.
Ведущим условием комфортности информационных ресурсов, по мнению большинства специалистов, является комфортное удовлетворение информационных потребностей (87, 299, 382).
В настоящее время, как известно, существуют две точки зрения на проблему соответствия комфортной информационной среды информационным потребностям. Первая точка зрения исходит из понимания того факта, что только та библиотечно-информационная среда наиболее комфортна для читателей, которая позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности своих пользователей. Данная точка зрения имеет как своих сторонников, так и своих оппонентов, основными критическими замечаниями которых, является, во-первых, упрек в пользу чисто информационного подхода к процессам формирования информационных потребностей, а, во-вторых, в отсутствии возможности моделирования самой информационной потребности человека, поскольку данный феномен до известного времени был неизвестен науке. Тем более предсказать саму информационную потребность, поскольку пользователь библиотеки подчас и сам не знает, какая информация какого названия, какого автора ему в данный момент необходима.
Вторая точка зрения, существующая в науке по данному вопросу, основывается на концепции Ю. А. Шрейдера (378) о существовании информации и метаинформации в библиотечно-информационном мире. Дело в том, что исследователями-информатиками давно была замечена невозможность полного и адекватного удовлетворения информационной потребности человека, поскольку всегда остается определенное количество (и достаточно большое по объему) незатребованной пользователями информации, которую информатики назвали «информационным шумом» и смысл существования метаинформации сводится к тому, что она служит ключом ко всей имеющейся в информационном фонде научной информации для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей потребителей (299).
Исследователями, однако, указывалось не на взаимоисключаемость друг другом данных двух концепций. Дело в том, что в их понимании вопроса комфортная библиотечно-информационная среда не может быть комфортной, если она не способна полноценно и качественно удовлетворять информационные потребности своих пользователей, и в то же время как информационная библиотечная среда, не способная влиять на формирование информационных потребностей своих читателей, то есть не обладающая определенным количеством избыточной, незатребованной информации также не способна качественно и полноценно удовлетворять информационные потребности своих читателей, так как не в состоянии их формировать.
Как мы указывали в главе 3 § 1, информационная потребность человека, с нашей точки зрения, есть отражение функционирования психологической связи в реальном мире. В библиотеке она также имеет свои специфические особенности, связанные с процессом получения документированной информации, находящейся в области информационных фондов библиотеки - в ее информационном поле.
Приход потребителя информации в библиотеку с точки зрения нашей концепции свидетельствует о том, что в его психике уже имеется определенный психологический образ-представление либо необходимого ему документального предмета его информационной потребности ( Пр1’ `), либо (в случае неопределенного запроса), психологический образ-представление самой библиотеки как социокультурного учреждения, в котором можно, “встретить” и отыскать то, что ему, по его мнению, необходимо. Иначе не состоится деятельность по формированию информационной потребности , что , в свою очередь нарушает логику деятельностного подхода как общей методологической базы не только данного исследования, но и вообще применения данного метода в науке. Кроме этого, в психике человека циркулирует определенная информация о предмете информационной потребности, которая и является отправным пунктом деятельности по удовлетворению информационной потребности, что совпадает с точкой зрения В.З.Когана, по мнению которого, именно «… информация является метасредством любой деятельности»(169,С.102). Однако данной информации недостаточно для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию, сложившуюся в жизнедеятельности человека. Для этого он должен найти, отыскать, «встретить» дополнительную, соответствующую данной, информацию, являющуюся документальным предметом его информационной потребности. Для этого он может обращаться куда угодно, к каким угодно источникам информации, в том числе и в библиотеку.
На пути к конечной цели – к получению необходимой информации пользователь встречает в библиотеке различного рода информационные барьеры. Для преодоления этих барьеров он совершает различного рода действия, которые в теории и практике библиотечно - информационной деятельности получили название информационно - потребительской деятельности человека (172, , 175). Однако, в связи с тем, что « …только во взаимодействии реализуется деятельность» (169,С.43), то и данная информационно-потребительская деятельность представляет собой один из видов или уровней процесса информационного взаимодействия, совершаемого человеком повсюду, в том числе и в библиотеке. Однако, целью данного процесса информационного взаимодействия является поиск самого главного в потребности – ее документального предмета.
Именно в этом проявляется поисковая функция психики человека в условиях библиотеки.
Для этого пользователь обращается к системе каталогов, картотек и библиографических указателей, составляющих библиографические ресурсы библиотеки – ее библиографическое информационное поле. Таким образом, библиографический информационный поиск - это поиск необходимой библиографической информации в библиографическом информационном поле библиотеки.
Процесс информационного взаимодействия – практической реализации психологической связи на данном уровне осуществляется с библиографическими ресурсами библиотеки и может быть представлен в следующем виде:





Как мы указывали ранее, информационная потребность является отражением функционирования психологической связи, то в результате информационного взаимодействия с библиографическими ресурсами она проявляет себя как библиографическая информационная потребность, что совпадает с точкой зрения О. П. Коршунова, определившим библиографическую потребность как потребность в библиографической информации.( 180, С.66)
Отыскивая ( встречая, опознавая, сличая с уже имеющейся в психике информацией – акт информационного взаимодействия психики человека и библиографического поля документов ) необходимую библиографическую информацию, потребитель информации отбирает соответствующую библиографическую информацию и осуществляет соответствующие библиографические запросы, которые в современной нормативной литературе определяются , как « .. информационный запрос на библиографическую информацию» ( 83, С.22). Соответственно библиографическим запросам, его вниманию предлагаются соответствующие им документы.
В этом случае психологическая связь как форма выражения процесса информационного взаимодействия реализует себя на уровне отношения : психика потребителя информации - резонанс–документ и может быть представлена в следующем виде:





И, следовательно, данную информационную потребность можно назвать документальной информационной потребностью. Однако, данное понимание вопроса не совсем соответствует точке зрения О.П.Коршунова в данном вопросе.. По его мысли , документальная потребность – это потребность в информации, находящейся в содержании документа (180,С.66).С нашей же точки зрения, это потребность в необходимых для деятельности документах, в которых , конечно же, содержится необходимая пользователю информация.
Однако, только после получения документа человек начинает знакомиться с его информационным содержанием , что называется, de visu, и установленная нами психологическая связь имеет свой следующий вид:





И, соответственно, информационную потребность реализуемую на данном уровне информационного взаимодействия следует назвать собственно информационной потребностью, то есть потребностью в необходимой для жизнедеятельности информации, находящуюся в информационном поле документа.
Следовательно, в условиях библиотеки информационная потребность человека проявляет себя на трех уровнях и может быть представлена в следующем виде:





Соответственно представленным уровням проявления информационной потребности в условиях библиотеки пользователем осуществляется информационный поиск необходимой информации, который в данном случае также имеет трехуровневую структуру: библиографический, документальный и собственно информационный.
Единого определения информационного поиска в отечественной литературе также не сложилось к настоящему времени. В ГОСТе 7.73-96 «Поиск и распространение информации. Термины и определения « информационный поиск определяется как « Действия , методы и процедуры , позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных» (85,С.363). В указанном ГОСТе приведены также определения и библиографического, и документального поиска информации. Библиографический поиск понимается как информационный поиск в библиографиченской базе данных, (85, С.366) , а документальный поиск – это информационный поиск, при котором объектами являются документы.» (85,С.366), то есть, это разновидность информационного поиска вообще, что совпадает с нашим понимание вопроса. Однако, в указанном ГОСТе отсутствует, к сожалению, понимание собственно информационного поиска, который в нашем случае представляет собой поиск необходимой информации непосредственно в информационном поле документа. В связи с тем, что все виды вышеприведенных поисков носят информационный характер по своей сущности, то соответственно нашему пониманию вопроса , информационный поиск в условиях библиотеки имеет следующую структуру:





Таким образом, информационный поиск есть процесс информационного взаимодействия человека с информационными полями библиотеки с целью отыскания самого главного в информационной потребности – ее библиографического, документального и собственно информационного предмета.
С понятием информационного поиска в библиотечно-информационной теории и практике тесно связаны понятия пертинентности и релевантности получаемой информации.
Как сложилось к настоящему времени, пертинентность означает соответствие получаемой информации действительной информационной потребности, а релевантность - ее соответствие информационному запросу
Исходя из структуры информационной потребности, представленной в настоящем исследовании, пертинентность есть соответствие получаемой пользователем информации психологическому образу- представлению о ней , находящемуся в психике человека. Информационный запрос, понимаемый нами как средство реализации психологической связи в системе документальных коммуникаций, в таком случае является величиной степени удовлетворения данной связи.
Процесс восприятия информации, рассмотренный нами de facto в гл.1§.2 есть процесс реализации психологической связи на уровне отношения документ – психика потребителя информации, и по своей сути являющейся формой процесса информационного взаимодействия в системе документальных коммуникаций, исходя из этого, может быть представлен как процесс информационного взаимодействия двух информационных полей – информационного поля человека – его психики и информационного поля документа – собственно текст или любая другая информация, зафиксированная на материальном носителе.
Графически это может выглядеть следующим образом:





Область совместимости информационных полей есть область функционирования психологической связи.
В связи с тем, что «...нейрон - детектор, - являющийся с нашей точки зрения кодом того или иного признака, то есть определенной информации, содержащейся в психике человека, - отвечает максимальной реакцией лишь на соответствующий ему стимул, а в иных случаях его реакция ослаблена...» (368,С.301 ) , а так же в связи с тем, что организм человека является саморегулирующейся системой, то этим самым психика человека оценивает поступающую в нее информацию с точки зрения ее значимости для жизни и деятельности организма в целом.
В процессе информационного взаимодействия с информационным источником в психике человека совершается либо акт приращения информации, либо информация просеивается сквозь нее, либо акт ее негативной оценки.. Акт приращения информации возникает, в том случае, если информация, находящаяся в информационном поле человека – его психике встречает дополнительную, соответствующую ей ( одинаковое, тождественное наполнение психики человека и информации, зафиксированной в документе, и соответствующий обеим системам резонанс, согласно представленным выше условиям комфортности информационных ресурсов );
во-вторых, если в источнике информации содержится неизвестная ранее новая, оригинальная информация , которая просеиваясь сквозь смысловое поле психики человека оценивается ею как полезная, как нужная для жизни деятельности что, в свою очередь ведет к психологической реакции стимулирования и к данной информации вспыхивает мгновенный информационный интерес, после чего эта информация включается в информационное поле человека – его психику. Если информация не представляет интереса, то она просто просеивается сквозь смысловое поле , а точнее, сквозь систему смысловых значений, циркулирующих в рисунке психики конкретного человека, его информационном поле и удаляется из него. А негативно оцененная психикой человека информация просеивается сквозь смысловое поле и остается в его психике именно как негативно оцененная , что ведет к угасанию информационного интереса к источнику информации. Следовательно, акт новизны информации связан с оценочной функцией психики человека.
Таким образом, в связи с тем, что под собственно информацией мы понимаем смысловое содержание образа психики человека, являющееся результатом функционирования психики человека на трех уровнях ее существования – в областях под – над- и собственно сознания, или смысловое поле, систему значений, циркулирующую в образе мира человека, его психике или в рисунке психики человека, то поступающая в мозг потребителя информации информация на базе акта информационного взаимодействия просеивается сквозь данное смысловое поле, в результате чего в психике остается только «оцененная» ею информация, а остальная просеивается сквозь нее. Вследствие этого, оценочную функцию психики следует считать ведущим условием ее существования и функционирования в природе и обществе.
Рабочим инструментом данного «просеивания» является явление резонанса, вскрытое нами в собственно диссертационном исследовании в 1998 году.. Резонирующая информация, то есть информация, которая находится в состоянии резонанса с конкретной психикой человека – совпадение амплитуды колебаний двух систем – вызывает и соответствующий этому результат, если это музыкальная информация, то – унисон, ведущий согласно нашему пониманию вопроса к явлению гармонии между двумя системами – психикой человека и информацией, зафиксированной в документе (совпадение получаемой информации с информацией в психике человека – и есть вышеупомянутые явления семантического резонанса, выявленного нами в результате функционирования психологической связи в системе документальных коммуникаций. В связи с тем, что под резонансом понимается увеличение амплитуды колебаний одной системы при приближении гармонических колебаний другой, то совпадение резонансов ведет к общему состоянию гармонии двух систем или одной из них.
Однако из физики известно явление рассогласования, явление не совпадения резонансов двух систем – при взаимодействии которых отрицательный результат неизбежен – так как информация встречается, но не опознается, не узнается, не сличается с уже имеющейся в системе и как следствие этого - отсутствие акта информационного взаимодействия, отсутствие функционирования психологической связи, отсутствие акта эволюции, движения, развития.
В библиотеке данное явление хорошо интерпретируется процессом чтения или восприятия информации из документа на незнакомом пользователю языке.
В связи с тем, что документ – есть объективированная психика его создателя, то максимальное состояние гармонии (информационное наполнение документа - резонанс – психика человека) возникает только тогда, когда психика автора идентична или тождественна психике пользователя (библиопсихологическая теория Н.А.Рубакина). В данном случае вопрос о понимании текста или любой другой информации максимален.
Проблема понимания, как известно, не решена в отечественной ни в психологической , ни в философский, ни в лингвистической науке. Некоторые исследователи считают эту проблему проблемой terra incognita современного научного знания, а из обычной жизни известно, что понимание – это вечная проблема всех времен и народов.
Не ставя перед собой задачи исследования этой глобальной в своей основе научной проблемы, отметим, тем не менее только те моменты в ее изучении, наиболее важные с точки зрения нашего исследования.
Во - первых, по мнению философа А.А.Брудного, « Понять – значит обрести знание» (55, С.114), то есть то, что согласно нашему исследованию, является «знанием о знании», присутствующими в психике каждого человека или просто информацией , циркулирующей в психике человека.
Во – вторых, как указывают, Гусев С.С., и Тульчинский Г.А., (86,С. 35.) проблема смысла равна проблеме понимания, так как понимание есть осмысливание (86,С.35. ) и она ( эта проблема) неотделима от оценочной деятельности сознания, так как ценность есть неразрывное единство предмета и смысла, которые по мысли М.М.Бахтина одновременны и составляют единый целостный акт.( 24,С.320.), от себя добавим, акт информационного взаимодействия. В результате чего мы имеем: понимание = смыслу = ценности как неразрывное единство единого в своей основе психологического акта процесса информационного взаимодействия. Более того, оно (понимание ), по мысли С.С.Гусева, и Г.А.Тульчинского , также представляет собой некоторую форму « знания о знании», (86,С.35. ) то есть того, что в рамках нашего исследования, называется собственно информацией, циркулирующей в психике конкретного человека как мы указывали ранее.
И., наконец, в – третьих, по мнению В.В.Налимова, «Понимание текста всегда личностно. Оно задается силлогизмом Бейеса:
P(Y/j) = kp (Y)p/y/Y) , где фильтр p/y/j появляется спонтанно в некой новой ситуации Y. Спонтанность понимания текста свидетельствует о том, что внутри сознания происходит процесс самоорганизации « ( 234, С.104), то есть с проблемой спонтанности проявления сознания человека в реальном мире. , с которой неразрывно связаны появление смыслов.
То есть, все вышеприведенные определения процесса понимания с точки зрения нашего исследования свидетельствуют о том, что психологическая связь как мы указывали ранее на уровнях под – и над - сознания носит эвристический непредсказуемый характер, который проявляется в проблеме понимания самым прямым образом.
Следовательно, документ только тогда можно считать комфортным для пользователя, когда, во-первых, его информационное наполнение (собственно текст или любая другая информация, зафиксированная на материальном носителе) соответствует информационному наполнению психики конкретного пользователя, во-вторых, психика человека и информация в документе находятся в состоянии резонанса по отношению друг к другу и, в-третьих, соответствует друг другу по своему смысловому содержанию (собственно информация). Это оптимальные для организма каждого человека условия комфортности с точки зрения функционирования психологической связи в библиотеке.
Это касается одного документа. Однако в библиотеке информационные ресурсы состоят из неоднородной, различным образом организованной информации, представленной в форме изданий, - информации, зафиксированной в кинофонофотодокументах, оптических дисках, машиночитаемых носителях, рекламных проспектах и плакатах - это так называемая первичная документированная информация. Кроме этого, в информационные ресурсы библиотеки входит вся библиографическая информация, раскрывающая фонд не только данной конкретной библиотеки, но и ряда других фондов библиотек и органов НТИ, представленная в любой библиотеке системой каталогов (в том числе сводных и электронных), системой картотек, имеющихся в библиотеке, и системой библиографических указателей.
Во-первых, нами в процесс формирования информационной потребности человека введен психологический образ – представление необходимого предмета информационной потребности, являющийся атрибутом индивидуальной психики человека и связавший воедино и информационные и психологические процессы . Данный скрытый , латентный образ-представление необходимого предмета информационной потребности формулируется последним в его информационном запросе, поэтому библиотекарь отдела обслуживания, удовлетворяя данный запрос, имеет дело не только с информационными явлениями в библиотеке, но еще и с глубоко психологическими одновременно.
Поскольку с нашей точки зрения, каждая информационная потребность , каждый информационный интерес, каждый информационный запрос являются глубоко личностными образованиями индивидуальной психики человека, феномен которой до настоящего времени неизвестен современной науке, то вполне естественно предсказать будущие информационные запросы и создать для их удовлетворения комфортные библиотечно-информационные ресурсы также очень трудно, что отвечает сторонникам второй концепции.
Более того, одна и та же информация, имеющаяся в информационном фонде библиотеки для одного читателя может представлять существенный интерес и быть документальным предметом его информационной потребности, в то время как для другого, пусть даже работающего над той же проблемой в одной и той же сфере деятельности, данная информация не представляет абсолютно никакого интереса, не являясь тем самым документальным предметом его информационной потребности, так как в своем сознании, в своей психике он обнаружил , вычленил совершенно иной образ-представление необходимой дополнительной информации для ликвидации проблемной ситуации, сложившейся в жизни и деятельности человека. Или один и тот же роман, повесть, рассказ, научное исследование для одного человека представляют очень большой интерес, так как соответствуют психологии личности данного человека, в то же время как для другого читателя данные произведения совершенно неинтересны, так как не соответствуют его миропониманию.
Следовательно, комфортные информационные ресурсы только те ресурсы, которые соответствуют индивидуально- психологическим особенностям личности читателя. В связи с тем, что личность каждого человека глубоко индивидуальна, то в фонде библиотеки должно быть большое количество литературы, не пользующейся в настоящее время спросом. В идеале это подтверждает постулат Н.А.Рубакина, что «Библиотека....может и должна представлять собой книжное отражение Вселенной»(272,С.159 ).
Однако, решение этой проблемы , как мы указывали ранее, видится в повсеместном применении специального библиопсихологического метода Н.А.Рубакина в реальной библиотечной деятельности. Когда сопоставление библиопсихологических уравнений автора, читателя и книги даст нам формальный математический результат их действительного соответствия друг другу. Что значительно повысит уровень комфортности информационных ресурсов, их соответствия информационным запросам потребителей информации.
Таким образом, и комфортные информационные ресурсы, предназначенные для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей пользователей, в обязательном плане должны содержать определенное количество, в наилучшем виде – достаточно большое по объему – документов, способных полно и качественно удовлетворять информационные потребности своих пользователей, в то же время как определенное количество – и возможно большое по объему информационных источников, не способных полно и качественно удовлетворять информационные потребности своих читателей. Это, так называемый информационный «шум», то есть информация, которая не запрашивается читателями, однако обязательно присутствует в фонде любой библиотеки, ожидая своего читателя. Что демонстрирует нам в настоящее время система ИНТЕРНЕТ.
Таким образом, данное понимание вопроса , во-первых, воедино связало рассмотрение информационных процессов в библиотеке еще и как психологических и наоборот, а во-вторых, возвращаясь к указанным в начале параграфа двум концепциям, проблемы формирования и удовлетворения информационных потребностей , лежащих в основе создания и организации комфортной информационной среды в библиотеке,- данное понимание вопроса, основанное на существовании психологической связи как формы процесса информационного взаимодействия в библиотеке, объединяет воедино обе указанные концепции.
Следовательно , и роль и значение психологической связи в создании и организации комфортной библиотечно-информационной среды носит точно такое же организующее начало данного явления в библиотеке. Ибо вся деятельность библиотеки, направленная на создание комфортной библиотечной информационной среды, в конечном итоге сводится к реализации именно данной связи – связи психики человека, а в библиотеке ее читателя или пользователя с документальным источником информации, находящимся в информационных фондах библиотеки, посредством удовлетворения информационной потребности человека.
Таким образом, функциональные назначение комфортных информационных ресурсов заключается в том, чтобы служить источником удовлетворения информационных потребностей пользователей.

4.2. Материальная техническая база библиотеки в концепции психологической связи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий