суббота, 21 ноября 2009 г.

3.3. Информационный запрос как средство реализации психологической связи в системе документальных коммуникаций.


Заключительным звеном в существовании триады “потребность- интерес - запрос” является вопрос о сущности связи между такими явлениями, как информационная потребность и информационный запрос, который в 80-е годы в самом общем виде понимался специалистами как “...запрос, выражающий информационную потребность при обращении в систему научно-технической информации” (42, С.59).
Обращаясь к современной специальной литературе , необходимо отметить, что в той явной терминологической неразберихе, сложившейся в настоящее время в понятийном аппарате библиотековедения, библиографоведения и информатики, разобраться в сути этого явления довольно сложно.
В современной отечественной литературе по стандартизации информационно - библиотечной терминологии , например, в ГОСТЕ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография.. Термины и определения»( 83 ) вообще отсутствует определение информационного запроса как такового, имеется только определение запроса пользователя, который является требованием пользователя на представления библиотечной услуги, (83,С.22), какой именно, правда, неизвестно.
В «Систематизированном толковом словаре по информатике «Ф.С.Воройского информационный запрос понимается как «…выраженная на естественном языке информационная потребность» (70,С.2).
В исследовании М.Я Дворкиной информационный запрос определяется как «…требование пользователя , предъявляемое в информационную службу с целью получения информации « (89, С.76 ).
Однако, если взглянуть в историографию развития этого вопроса, то необходимо особо выделить работы Э.Л Шапиро, в которых изучение сущности такого явления, которым является информационный запрос потребителя информации получил в свое время – в 70-80годы прошлого века - наиболее полное освещение.
Так, например, автором отмечался тот факт, что « ... на практике несоответствие информационных запросов действительным информационным потребностям общеизвестно, пока сделано очень мало попыток дать этому явлению теоретической объяснение» (353,С.3). Кроме того , по его мнению «…информационный запрос - это письменная или устная заявка на необходимую для профессиональной деятельности научную информацию, отражающую представления индивида об его информационной потребности» (353,С.4).
Существенной новизной данного понимания сущности информационного запроса тех лет явилось стремление автора проникнуть в психологическую сущность этого явления , рассматривая его уже как представление индивида о его информационной потребности . До этого момента информационный запрос понимался специалистами более обще, как мы указали в начале параграфа.
Однако возможность выяснения действительной, реальной связи между такими сложными социально-психологическими явлениями как информационная потребность, информационный интерес и информационный запрос потребителя информации появилась лишь , на наш взгляд, только после работы С.Д. Коготкова «Формирование информационных потребностей» (175) и авторской работы « Проблемы формирования информационной потребности субъекта «(121) и вышедшей позднее в 1991 авторской работы «Информационный запрос как выражение психологической связи, существующей в системе документальных коммуникаций» (103). Основные концептуальные положения указанной работы заключались в следующем.
Во - первых, как было отмечено в свое время еще в работе Д.И.Блюменау “...органическая система, не обладающая генетически унаследованными, определенными нейронными структурами, то есть не имеющая априори никакого запаса “знаний”, не способна в онтогенезе воспринять никакой информации (естественно не способна и передать)”(48,С.2) , тем более, на наш взгляд, не способна и запросить какую-либо информацию, то есть любой информационный запрос появляется только на основе тех знаний о сути необходимой информации, которая у человека имеется в данный период времени, на основе того « знания о знании», которым он владеет в данный период времени или точнее той информации, которая циркулирует в его психике в данный момент времени.
Во- вторых, по мнению Э.Л.Шапиро, информационный запрос - это за “...немногими исключениями “знание о незнании”(355,С.3) той необходимой информации, которая неизвестна потребителю информации в данный момент времени и которую он запрашивает в информационном фонде, то есть во внешней среде, для ликвидации проблемной ситуации, сложившейся в деятельности. Очень часто бывает так, что у индивида нет необходимости обращаться в тот или иной информационный орган, так как информация о данном вопросе является фактом его сознания, вследствие чего он удовлетворяет свою возникающую в сознании информационную потребность посредством своего информационного тезауруса без обращения в систему информационных фондов.
Однако информационный запрос - это запрос в информационный фонд библиотеки, уже сложившийся в структуре сознания или психики определенного человека. Следовательно, исходя из нашего понимания процесса формирования информационной потребности человека, процесс формирования, возникновения информационного запроса потребителя информации целиком и полностью относится к первому, внутреннему, психологическому уровню формирования потребности - к области сознания человека, к его информационному полю, то есть он является производным информационной потребности только на первом психологическом уровне ее формирования.
В нашей концепции процесс получения человеком своего первичного предмета информационной потребности, а точнее психологического образа-представления данного предмета потребности, связан с заключительным этапом формирования самой информационной потребности, а именно, с этапом “встречи” потребностного состояния индивида с отвечающим ему предметом, когда последний выступит перед субъектом в своем значении, совпадающем с системой значений, сложившейся в структуре личности данного индивида, результатом чего, в свою очередь, является возникновение - генезис информационного интереса потребителя информации.
Этап “встречи” в свою очередь рассматривается нами как момент наложения, сопоставления, обнаружения одних представлений по проблеме с другими, в результате чего в сознании индивида очерчивается определенная область “незнания”, а точнее создается психологический образ - представление данного “незнания”, который и является предметом информационной потребности, однако предметом, найденным, обнаруженным или “встреченным” в собственной психике человека.
Данный психологический предмет информационной потребности и является субъективным образом того объективного предмета потребности, который и запрашивается индивидом во внешней среде, то есть в области информационных фондов. Таким образом, информационный запрос - это осознание, нахождение, обнаружение , поиск психологического образа-представления о необходимой информации в психике человека сообразно своим представлениям как необходимой для ликвидации сложившейся в деятельности проблемной ситуации. Если учесть тот факт, что категория представления, по мнению психологов, есть явление всегда субъективное, то именно данный факт обусловливает чисто субъективный характер абсолютно всех информационных запросов.
Следовательно, информационный запрос содержит в себе, во-первых, идеальный психологический образ-представление предмета информационной потребности, а во-вторых, он является требованием индивида на получение соответствующей дополнительной информации, но найденной, обнаруженной или узнанной уже в области информационных фондов, что в свою очередь означает, что между психикой человека и находящейся в области информационных фондов информацией существует определенная связь, выражением или средством реализации которой является информационный запрос потребителя информации. Что и было доказано нами в собственно диссертационном исследовании 1998 года.
Однако, среди ученых библиотековедов бытует мнение, что информационный запрос может порождаться непосредственно потребностью минуя стадию интереса. Вследствие чего, рассмотрим данное явление с точки зрения концепции , обозначенной в настоящем исследовании. Во-первых, как мы указывали ранее, информационный запрос есть производное информационной потребности человека на первом психологическом уровне ее формирования – в области сознания человека, когда пользователь вычленяет в собственном сознании определенную область собственного «незнания», а точнее психологический образ-представление данного «незнания»; во- вторых, к данному образу – представлению вспыхивает моментальный интерес, что не нарушает логику деятельностного подхода в психологии;. И , наконец, в-третьих, именно данное обстоятельство в реальной библиотечной теории и практике получило название изучения читательских интересов. Что же касается появления информационного запроса непосредственно минуя стадию интереса, то, с точки зрения нашего исследования это вряд ли возможно или возможно только в одном случае, в случае неопределенных запросов, когда предмет информационной потребности четко в сознании неопределен, и , когда читатель , приходя в библиотеку обращается к библиотекарю «Дайте что-нибудь почитать?».
Таким образом, говоря о сущности информационного запроса в преломлении его связи с категорией информационной потребности и информационного интереса человека, необходимо резюмировать следующее: являясь производным информационной потребности на первом внутреннем психологическом уровне ее формирования - в области психики человека, информационный запрос по своей сути является выражением или средством реализации психологической связи, как формы выражения процесса информационного взаимодействия , существующей между потребителем информации и документом в системе документальных коммуникаций.

3.4. Экспериментальная апробация психологической связи, на уровне образования и удовлетворения информационного запроса пользователя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий