Вопрос об изучении информационных интересов потребителей информации, частным случаем которого принято считать читательский интерес является одной из значимых проблем как для информатиков , так и для представителей смежных с ней наук, таких как библиотековедение и библиографоведение. В конце 60-х начале 70-х годов на страницах журнала « Библиотекарь» развернулась ожесточенная дискуссия о природе и сущности читательского интереса. И, хотя участниками дискуссии единого мнения достигнуто не было, однако в ее ходе участниками дискуссии были намечены те отправные пункты в изучении этого явления, без учета которых выяснение сущности его возникновения и формирования было бы практически невозможным. Так, например, было отмечено, что «…исследование читательских интересов связано с социальной психологией и психологией личности»(244, С.81), что «…интересы человека, как известно, пробуждаются на почве его потребностей»(95, С.52). Более того, дискуссия того времени поставила ряд вопросов, одним из которых было выяснение реальной связи, существующей между такими фундаментальными категориями информатики, библиотековедения и библиографоведения, каковыми являются информационная потребность, информационный интерес и информационный запрос человека. Так, В. Пилецким отмечался тот факт, что «…не всегда потребности вызывают интересы к литературе.(253,С.53). Как часто они возникают лишь в силу необходимости изучения того или иного предмета». На отсутствие теоретических знаний в данной области деятельности указывал также В.П. Таловов, когда говорил о том, что «… неизученность, например, такого явления как читательский спрос, отсутствие научных знаний, раскрывающих этапы его становления… весьма дорого обходятся государству»(316,С.107).
В информатике вопрос о переходе объективно существующей информационной потребности в субъективно сформулированный запрос потребителя рассматривался в качестве центральной проблемы общей теории информационных потребностей, сутью которой являлось раскрытие « механизма» формирования информационного интереса» ( 372 ,С.8).
Однако , возможность проникновения в сущность такого сложного социально-психологического явления каким является информационный интерес человека, появилась, на наш взгляд, только после работы С.Д.Коготкова «Формирование информационных потребностей» (175), в которой автором на основе деятельностного подхода были вскрыты, прослежены, предложены основные этапы формирования информационной потребности человека и уточненные нами в работе « Проблемы формирования информационной потребности субъекта « (121) и опубликованной им позже работы «Информационная потребность и информационный интерес: единство и различие» (172), в которой С.Д.Коготковым была затронута проблема соотношения информационной потребности и информационного интереса, их единства и различия. В связи с тем, что факт генезиса информационного интереса выпал из поля зрения ученого, то нами в работе « К вопросу о сущности информационного интереса» (107), была сделана попытка освещения именно этого явления, основные научные результаты которой сводились к следующему.
На философском уровне о проблеме соотношения категории потребности с категорией интереса единой точки зрения не сложилось к настоящему времени . Одни авторы отождествляют данные понятия, другие считают, что “...интерес возникает на основе потребностей, но не сводится к ним”(274,С.350) . Так или иначе, только факт наличия тесной связи данных категорий в настоящее время можно считать установленным. Следовательно, и информационный интерес, как определенная разновидность категории интереса вообще, тесно связан с категорией информационной потребности, в том числе и с этапами ее формирования.
Общеизвестно, что “...интерес всегда имеет определенную предметную направленность”(386 ,С8), в котором отражается то, “…что значимо, важно, ценно для самой личности”(386, С.8) , следовательно, момент генезиса информационного интереса следует искать в процессе опредмечивания самой информационной потребности, в нашем случае, в процессе “встречи” потребностного состояния с отвечающим ему предметом, когда последний “...выступит перед субъектом в своем значении”( 327, С.47) , от себя добавим, совпадающим с системой значений, сложившейся в структуре личности данного человека, в любом другом случае предмет как бы “пройдет” мимо, не затронув внимания личности.
Этот момент в нашей концепции есть момент обнаружения, нахождения, “встречи” потребителем информации своего первичного предмета потребности - идеального психологического образа-представления о данном “незнании”, вычленяемом индивидом в собственном сознании, когда данный идеальный психологический образ-представление о “незнании” ответит потребителю информации как совершенно необходимое “незнание” для ликвидации проблемной ситуации, сложившейся в деятельности.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что, во-первых, лишь “...в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом”( 96, С.60) . Тем самым мотивом, который и отличает потребность от интереса, ибо, как пишут об этом философы, “...интерес - это потребность, прошедшая стадию мотивации...” (93,С.60) . А во-вторых, лишь в результате такого обнаружения предмета потребности, в данном случае, предмета информационной потребности, в сознании индивида появляется та специфическая установка, которая, являясь конституирующим отправным моментом любой деятельности, в том числе и информационной, не является фактом сознания, а “...объявляется сознанию в виде первичного значения предмета”( 327, С.47) , после чего деятельность приобретает свою целенаправленную активную форму.
Следовательно, и генезис информационного интереса индивида является одним из совершенно необходимых звеньев в общей структуре деятельности индивида по формированию информационной потребности индивида, а также всей последующей деятельности по ее удовлетворению. В противном случае, в отсутствие возникновения интереса, необходимо констатировать тот факт, что процесс опредмечивания потребности, происходящий в момент “встречи” потребностного состояния с отвечающим ему предметом, не состоится в сознании индивида, что в свою очередь, ведет к разрыву цепи действий и операций в структуре деятельности индивида по формированию информационной потребности, а также к нарушению логики структуры деятельностного подхода как общей методологической базы тех и современных исследований в науке..
Данное понимание проблемы совершенно определенно позволяет ответить на вопрос о связи информационной потребности, информационного интереса и информационного запроса, а именно: информационный интерес является абсолютно необходимым звеном в существовании данной триады, более того, именно им обусловливается вся внутренняя структура деятельности по формированию самой информационной потребности, следовательно, и информационные запросы не могут определяться непосредственно потребностями, минуя стадию интереса.
Вследствие чего, получившая распространение в информатике мысль о том, что “…информационная потребность отражается в информационном интересе, который в свою очередь выражается в информационном запросе” (243,С.55), а в библиографоведении – в схеме взаимосвязи потребностей, интересов и запросов:

что “...интерес - это осознанно активная, деятельная форма существования потребности” , (41,С.69.) следует признать совершенно справедливыми. Однако, только при условии всего вышеизложенного.
Более того, совершенно справедливым следует признать определение читательского интереса, данное в свое время С.А.Вальгардом, определившим интерес как “...такое влечение, которое побуждает человека ввести интересующий его объект в поле своего сознания, сосредоточить на нем внимание, иначе говоря, привести свою нервную систему в состояние установки по отношению к данному объекту”(61,С.8) . Следовательно, философской основой связи информационной потребности и информационного интереса является то, что “...потребности существуют независимо от интереса, интерес не может существовать независимо от потребности”(162, С.60) .
Таким образом, генезис информационного интереса как мы указывали в работе (107) , осуществляется на заключительном этапе формирования информационной потребности, на этапе “встречи” потребностного состояния с отвечающим ему предметом, в процессе опредмечивания самой информационной потребности.
Однако нахождение, обнаружение, вычленение предмета потребности, этого “знания о незнании” или психологического образа-представления необходимой дополнительной информации в сознании индивида не заканчивает весь цикл формирования информационной потребности, продолжающий осуществляться в процессе поиска, опознания, нахождения необходимой информации - теперь уже документального предмета потребности в информационном фонде.
В связи с тем, что возникновение информационного интереса является совершенно необходимым звеном в структуре формирования самой информационной потребности на ее внутреннем уровне, в психике человека, то исходя из этого момента точно такая же жесткая детерминированность или обусловленность его возникновения, развития, а может быть и угасания будет происходить и на втором, информационном уровне формирования информационной потребности, в процессе отбора человеком необходимых источников информации.
Действительно, потребитель информации, придя в библиотеку или иной информационный орган, вначале отбирает или запрашивает только ту информацию, которая соответствует его образу - представлению - этому первичному предмету информационной потребности, обнаруженному им в собственном сознании, как необходимую для ликвидации создавшейся проблемной ситуации, сложившейся в деятельности, то есть в данном случае он интересуется тем, что ему, по его мнению, нужно.
Данный момент свидетельствует о том, что процесс формирования информационной потребности индивида уже сложился на первом, внутреннем уровне, в области психики человека , где произошла первая “встреча”, первое обнаружение предмета потребности, этого “знания о незнании”, а более точно психологического образа-представления необходимой дополнительной информации. Результатом же этой “встречи” является наличие в сознании субъекта той специфической установки, как одного из самых главных, конституирующих моментов в теории деятельности, обеспечивающей активный целенаправленный характер ее осуществления.
Однако, как было указано в предыдущем параграфе, потребностное состояние индивида продолжает существовать и в момент отбора в информационном фонде необходимых источников информации, где, согласно нашей концепции, происходит “встреча”, узнавание, опознание теперь уже вторичного, документального предмета информационной потребности, сообразно психологическому образу-представлению о необходимой информации, сложившемуся в структуре сознания индивида. И , если найденная информация по своему содержанию будет оценена потребителем как необходимая для ликвидации сложившейся в деятельности проблемной ситуации, то, с интересом ознакомившись с ней, потребитель включает ее в своё информационное поле, в свою психику, с последующим применением в сложившейся проблемной ситуации.
Однако может быть и наоборот: необходимая информация - этот вторичный предмет информационной потребности - после ознакомления с ней, окажется совершенно не соответствующей представлению потребителя о ее значении, и, имея интерес на начальном, внутреннем уровне формирования информационной потребности – в области психики , потребитель информации мгновенно в этом случае может его потерять, что, в конечном итоге, приведет к его угасанию.
В другом случае может оказаться так, что потребитель информации в процессе поиска одной, по его мнению, необходимой информации, может совершенно случайно обнаружить, “встретить”, опознать другую, о существовании которой до “встречи” с нею он не имел ни малейшего представления, и данная информация как мгновенно узнанная, опознанная и, найденная, вызовет в нем соответствующий интерес, что, в свою очередь, приведет к появлению нового информационного интереса и соответственно новой информационной потребности. В данном случае имеет место категория случайности, которая в философии понимается как непредвиденная необходимость и, которая является в настоящее время предметом изучения синергетики.
Однако, во всех указанных случаях необходимо констатировать наличие определенной связи, существующей между психикой, сознанием конкретного потребителя информации и содержанием отыскиваемых им в информационном фонде документов, на основе которой происходит возникновение, развитие или угасание такого сложного социально-психологического явления, каким является информационный интерес человека. Следовательно, указанная ранее “психологическая связь” как форма выражения процесса информационного взаимодействия является основой не только в отношении формирования информационной потребности индивида, но и возникающему на ее основе информационному интересу потребителя.
В структуре формирования информационных потребностей необходимо различать состояние потребности, выражающееся в чувстве неудовлетворенности, недостаточности и состояние интереса, сказывающееся в чувстве заинтересованности, повышенного внимания(172, С.26) , что неоспоримо.
Однако данные психические состояния рассматриваются С.Д.Коготковым, если так можно выразиться, в чистом, рафинированном виде, когда потребность и интерес не объединены друг с другом. В цикле же формирования информационной потребности данные психические состояния имеют, на наш взгляд, совершенно иную интерпретацию.
Дело в том, что потребностное состояние, выражающееся в чувстве нехватки информации, неудовлетворенности ею, характерно для потребности, еще не нашедшей своего предмета. Б.Г.Дилигенский характеризует данное состояние как “допредметную фазу потребности”( 93, С.39) . Когда же предмет потребности найден, обнаружен, узнан, осмыслен, данное состояние мгновенно видоизменяется, уступая место другому психическому состоянию - интересу, выражающегося в чувстве повышенного внимания, заинтересованности. Однако данный момент возможен только после обнаружения предмета потребности, который одновременно выступает как предмет, вызвавший интерес потребителя, и в то же время как предмет, способный удовлетворить его информационную потребность.
Следовательно, в плане единства и различия информационной потребности и информационного интереса, представленных в работе С.Д.Коготкова ( 172) , мы пришли к несколько иному выводу: имея в основе различные психические состояния, информационная потребность и информационный интерес имеют единый предмет, который и обусловливает их единство, их нерасторжимую связь.
Следующим моментом в формировании информационной потребности индивида является ее непосредственный переход из явления объективного в объективно-субъективный интерес потребителя. В общефилософской литературе, как известно, единого понимания природы и сущности интереса как явления объективного, субъективного или объективно-субъективного до настоящего времени не сложилось.
Генезис информационного интереса, как было указано выше, осуществляется в момент опредмечивания потребностного состояния индивида, когда “...предмет выступит перед субъектом в своем значении”( 327, С.47) , совпадающем с системой значений, сложившейся в структуре личности данного человека . В ином случае предмет пройдет мимо внимания субъекта, не затронув его сущности.
Однако система значений человека - это представление о “мире и бытии”, которые он черпает из окружающего мира и, которыми руководствуется в процессе жизни и деятельности
В нашем случае предметом информационной потребности, на внутреннем уровне ее формирования, как известно, является психологический образ-представление индивида о необходимой ему информации для ликвидации проблемной ситуации, сложившейся в деятельности. Поскольку категория представления, по мнению психологов, есть явление всегда субъективное, постольку именно в момент генезиса информационного интереса человека осуществляется переход объективно существующей информационной потребности в объективно-субъективный информационный интерес потребителя. Следовательно, философской основой природы и сущности информационного интереса как явления объективно-субъективного может служить мысль А.Г.Здравомыслова о том, что “...интерес... есть единство выражения (обнаружения, появления) внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании индивида” (135,С.87.)
3.3. Информационный запрос как средство реализации психологической связи в системе документальных коммуникаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий