суббота, 21 ноября 2009 г.
1.2. Психологическая связь как системообразующий фактор системы документальных коммуникаций
Одной из основополагающих проблем в анализе сущностных основ системы документальных коммуникаций предпринимаемых с позиций системного подхода, является поиск и формулировка системообразующего фактора, как одного из важнейших атрибутов системного подхода, применяемого в науке.
В системе документальных коммуникаций, представленной в концепции О.П. Коршунова до конца не выясненным остался вопрос о тех сущностных силах, которые, собственно, позволяют организовать множество элементов в систему. А, именно, данный вопрос является одним их основополагающих моментов, обусловливающих функционирование любой системы в природе и обществе.
“Таким обязательным положением для всех видов и направлений системного подхода, - указывает П.К.Анохин, - является поиск и формулировка системообразующего фактора. Эта ключевая проблема определяет как само понятие системы, так и всю стратегию его применения в исследовательской работе”(6,С.49) . С его точки зрения данным системообразующим фактором является результат, поскольку только им одним обеспечивается сама целесообразность деятельности любой системы в природе и обществе.
Однако в специальной литературе, исследующей методологические основы системного подхода, часть исследователей высказывает некоторое недоверие к этому фактору, признавая в целом “...определенное значение результата как системообразующего фактора для систем неорганической природы, где он является решающим звеном так называемой “петли обратных связей” (1,С.51). С их точки зрения системообразующим фактором деятельности системы является цель, однако, по тому же мнению цель “...не может объединить элементы неживой природы, ибо здесь она выступает как формальная тенденция развития, как неизбежность существования” (1,С.51).
Переходя к системе документальных коммуникаций, следует отметить, что с точки зрения выявления системообразующего фактора данная система является смешанной, поскольку объединяет элементы как живой, так и неживой природы. Следовательно, исходя из дефиниций в понимании системообразующего фактора для систем органической и неорганической природы, им следует признать результат деятельности системы, поскольку одним из ее элементов является документ - явление неорганического мира природы, а другим элементом является человек - потребитель информации - представитель органического мира природы, поэтому, по мнению П.К. Анохина, именно результат следует признать системообразующим фактором “...всего живого на нашей планете” (6,С. 75) .
Обосновывая концепцию системы документальных коммуникаций, О.П.Коршунов нигде не упомянул о сущности тех сил, которые образуют систему документальных коммуникаций, указав при этом только на информационную связь, существующую между потребителем информации и документом. Однако, исходя из вышеизложенных проблем системного подхода, знание связи еще недостаточно для того, чтобы система была системой — совершенно необходимо, чтобы она функционировала в природе и обществе и этим самым приносила либо положительный, либо отрицательный результат.
Но что такое результат деятельности системы документальных коммуникаций?
Разработка данного вопроса непосредственно не входила в задачи исследования О.П.Коршунова, поэтому, исходя из выше изложенных проблем системного подхода результатом следует признать “...усвоение сознанием литературной основы”(182,С.103) , что, во-первых, опосредуется психологической категорией человеческого восприятия, основные нейропсихологические процессы которой , как мы указывали в предыдущем параграфе , рассматриваются в современной психологии как процессы опознания, узнавания, сличения, протекающие в межнейронных образованиях коры головного мозга человека, а во-вторых, в усвоении содержания документа задействованы такие психологические процессы, как осмысление и понимание. Не касаясь специально психологической природы данных явлений ( они будут рассмотрены позже), необходимо отметить, что, по мнению современных ученых-философов, "...различие между простым отражением и получением осмысленной информации заключается в том, что отражение - свойство любого материального взаимодействия становится информацией только в целесообразных процессах”(86,С.49) , то есть процессах, приводящих к определенному, либо положительному, либо отрицательному результату. Вследствие этого, само понятие информации в данном случае следует рассматривать с точки зрения одной из ее концепций, а именно, с точки зрения прагматической семиотики, то есть с точки зрения полезности данной информации ее потребителю. Однако значимость полученной информации потребителем может быть получена лишь в результате сопоставления того знания, которое у него имелось ранее, с тем, что получено им из информационного источника. То есть в данном случае задействован процесс сличения имеющейся в психике человека фило - и онтогенетической информации с информацией поступающей вновь.
Однако, как указывалось ранее, только получение потребителем оценки полученной информации позволяет назвать данную информацию информацией, а не просто отражением. В связи с тем, что “...нейрон-детектор того или иного признака ответит максимальной реакцией лишь на соответствующий ему стимул, а в иных случаях его реакция будет ослаблена”(368,С.3) , то этим самым мозг потребителя оценивает полученную информацию с точки зрения ее значимости для жизни и деятельности организма в целом. Вследствие чего, в свою очередь, может быть получена и субъективная оценка полученной информации и, следовательно, выведен результат ее целесообразности в жизни и деятельности человека.
Следовательно, процесс сличения информационного сигнала, осуществляющийся в коре головного мозга человека, лежит в основе получения человеком оценки информации, получаемой им из ее документального источника, и по своей сути является тем результирующим моментом во взаимодействии документа и потребителя информации, который, исходя из вышеприведенных определений системообразующего фактора, следует назвать таковым. Исходя из данного понимания вопроса, психологическая связь носит исключительно функциональный характер, являясь по своей сущности функцией психики человека в процессе ее фило - и онтогенетического развития.
Вполне естественно возникает вопрос, какого вида взаимодействия? – В нашем случае - информационного. Того самого информационного взаимодействия, основные проблемы которого начали исследоваться в нашей стране с 60-х годов прошлого века и, которое по мысли В.З. Когана составляет ядро формирующейся в настоящее время науки, называемой информологией. (167,С. 2)
Однако, в философском словаре взаимодействие определяется как «…философская категория, отражающая процесс воздействия объектов друг на друга…», (294,С.216. ) воздействия , в нашем случае двух объектов : психики потребителя информации и документа, а не одного из них.
Так почему же связь, которая порождается взаимодействием двух качественно разных объектов (психики потребителя информации и документального источника информации) названа по имени одного из них. Справедливости ради, указанную связь, согласно представленной логике, следовало бы назвать информационно-психологической связью системы документальных коммуникаций или исключительно психологической, так как именно субъектом деятельности , потребителем информации, человеком – представителем органического мира природы обеспечивается весь процесс информационного взаимодействия. А более конкретно – психикой этого человека.
Кроме этого, по мнению современных философов, именно взаимодействие является «…всеобщей формой связи тел и явлений»(147,С.250), и именно взаимодействие, является объективной и универсальной формой движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы (294, С.216), поэтому установленная нами психологическая связь является выражением (формой) данного информационного взаимодействия.
Как указывает в одной из своих работ В.З.Коган, в подтверждение этому, можно привести слова Ф.Энгельса о том, что именно « Взаимодействие является истинной causa finalis вещей. Мы не можем пойти дальше этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать...»(169,С.13).Следовательно, исходя из данного понимания вопроса, феномен информации и феномен психики человека не состоятельны друг без друга, а составляют единое целое как две стороны одной медали.
1.3. Сущность психологической связи
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий